Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Получение детьми дошкольного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной и учебной деятельности.
И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня.
Инклюзивное образование - процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников, процесс позволяющий всем детям в полном объеме участвовать в дошкольной и школьной жизни.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей с ОВЗ в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
выявлять особые образовательные потребности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-педагогическую помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями);
обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных программ на доступном им уровне, их интеграцию в дошкольном образовательном учреждении и социализацию в обществе.
В Учреждении создан психолого-педагогический консилиум, который является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 125, осуществляющих образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения.
В случае приема в дошкольную организацию детей-инвалидов и/или обучающихся с ограниченными возможностями здоровья содержания и специальные условия для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будет определяться адаптированной образовательной программой, а детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МАДОУ детском саду комбинированного вида №125 имеется помещение , оборудованное для реализации образовательной деятельности, в том числе, с детьми с ограниченными возможностями здоровья: музыкальный зал, физкультурный зал, логопедические кабинеты, группы компенсирующей направленности.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Групповые помещения, музыкально-физкультурный зал.
ВМАДОУ детском саду № 125 созданы условия для оказания логопедической помощи нуждающимся воспитанникам.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Участники образовательных отношений имеют доступ к информационно-библиотечным ресурсам. В методическом кабинете в наличии собрание книг: учебно-методической, справочной литературы, периодических печатных изданий, детской художественной литературы.
В каждой возрастной группе также имеется в наличии библиотека детской художественной литературы и программно-методическое обеспечение в соответствии с реализуемой образовательной программой..Во всех возрастных группах оформлены книжные уголки с художественной литературой по возрасту детей, иллюстрациями к литературным произведениям, дидактическими играми и пособиями. На сайте детского сада в разделе материально-техническое оснащение размещена информация об имеющихся электронных образовательных ресурсах.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации двигательной деятельности используетсяфизкультурный зал и центры двигательной активности в групповых помещениях.
Для всех возрастных группах имеются игровые прогулочные площадки, оборудованные стационарным игровым и физкультурным оборудованием.
Функционирует спортивная площадка.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Учебно-методическое обеспечение соответствует требованиям основной общеобразовательной программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем в соответствии со спецификой образовательной программы.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для обеспечения всех видов детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, конструирование, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная).
В образовательной деятельности используются следующие средства обучения, предназначенные, в том числе и для использования лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- печатные (учебные пособия, рабочие тетради, раздаточный материал, карточки с заданиями);
- электронные образовательные ресурсы (развивающие комплексы для интерактивной доски, мультимедийное оборудование, обучающие компьютерные презентации);
- аудиовизуальные (слайды, слайд - фильмы, обучающие образовательные видеофильмы);
- наглядные плоскостные (плакаты, настенные карты, иллюстрации, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, коллекции, макеты, модели);
- оборудование для экспериментальной деятельности (компас, микроскоп, оборудование для опытнической и экспериментальной деятельности).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
в МАДОУ детском саду № 125 по адресу ул.Шефская, 24 "Б" - имеется пандус, а также установлена кнопка для вызова персонала,просвет входных дверей обеспечивает беспрепятственный проход для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
по адресу ул. Баумана, 43 - беспрепятственного доступа в здание обеспечить невозможно по техническим причинам.
Вход на территорию оборудован таблицей с информацией об учреждении шрифтом Брайля.
Остекленные двери оборудованы знаками безопасности "Желтый круг для слабовидящих".
Специальные условия питания
Питание в Учреждении осуществляется согласно утвержденному 10-дневному меню для двух возрастных категорий детей (от 2 до 3-х лет и от 3-х до 7 лет) с учетом времени пребывания воспитанников в дошкольном учреждении. Для детей, находящихся в Учреждении в режимеполного дня (10,5 часов), питание организуется по следующему графику: завтрак, второй завтрак, обед, полдник.
Специальные условия охраны здоровья
Оба здания МАДОУ № 125 оборудованы специальными системами безопасности: тревожными кнопками , автоматической пожарной сигнализацией и автоматической системой оповещения при пожаре. Так же в МАДОУ № 125 осуществляется внутриобъектовый и пропускной режим ЧОП.
На территории по периметру обоих зданий МАДОУ № 125 установлено видеонаблюдение.
В здании МАДОУ № 125 по адресу ул. Баумана, 43 установлено внутреннее видеонаблюдение при входе в здание в холлах, а также в музыкально-физкультурном зале.
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется медицинской сестрой и врачом по договору с ГАУЗ СО "ДГБ № 15".
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима непрерывной образовательной деятельности и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
8) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется МАДОУ № 125.
3. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
4. МАДОУ № 125 при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает:
1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
5. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В Учреждении для административного и педагогического персонала предоставлена возможность использования сети Интернет, разработан и функционирует официальный сайт.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Непосредственного доступа воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусмотрено
Официальный сайт дошкольного учреждения оборудован версией для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и обучающихся с ОВЗ отсутствуют.
В Учреждении в наличии 12 единиц компьютерного оборудования (стационарных компьютеров и ноутбуков); 4 мультимедийных проектора.
Для воспитанников: комплекты мини-роботов "Bee-bot"; комплекты интерактивного развивающего оборудования - интерактивная доска с комплектом интерактивных развивающих и обучающих игр.