Инструкция по оказании помощи инвалидам

мун ици пдльнов двтоноryl ноq дош цq4ьнов оьрдзовдтвл ьнов

уЧ

РЕжДЕн

И Е

ДЕТСКИЙ CAll,Ng 125

УТВЕРЖДАЮ

инструкtц4я

ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ИНВАЛИДОВ, ЛИЦ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И
МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРАЖДАН ПРИ ПОСЕЩЕНИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗ ОВАТЕЛЬНРГ О УЧРЕЖДЕНИЯ

дЕтскии сАд

ль 125

Екатеринбург, 202tr.

1.

оьщив положЕния

1.1.Настоящая Инструкция определяет правила оказания ситуативной помоци
инвалидам и маломобильным гражданам при посещении Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения детского сада М 125 (далее по тексту -

мАдоу).

1.2. Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 0l декабря
2014 года М м419-ФЗ кО внесении изменений в отдельные законодательЕые акты
Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с
ратификацией Конвенции о правах инвалидов>.
1.3. Инвалид лицо, которое имеет нарушение здоровья сО стойкиМ
травм
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,последствиями
или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее

необходимость его защиты.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья (овз) физическОе лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическоМ развитии, которые
препятствУют освоеНию образовательных програмМ без создания сlrециаJIьных условий
для получения образования.
маломобильные граждане (мг) - это люди, испытывающие затруднения при
сап,IосТоятельном передвижении, полr{ение услуги, необходимойинформации или при
ориеIIтировании в пространстве (люди с временным нарушением здоровья, беременные
женщины, люди 9тарших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.).
1.4.Инструкция разработана для работников мАдоу, в целях обеспечения
доступности объекта и услуг инвалидам, лицам с оВЗ и МГ, на которых они
продоставляются, оказания при этом им необходимой помощи.
1.5. Требования к уровню подготовки персонала:
а) знание понятия (доступнм среда для инвалидов) и основных требований
граждан; основных видов
объектов и услуг для маломобильньIх
доступности
архитектурных, информационных и ситуативных барьеров, препятствующих получению
споообов их
услуг инваJIидами (МГ) наравне с другими лицами, а также возможных
устранения в зависимости от категории инвалидности ;
б) осведомленность о перечне предоставляемых услуг в МА.ЩОУ; формаХ и порядке
предоставления услуг (в организации, электронно и дистанционно);
в) информированность о специальном (вспомогательном) оборудовании и
приспособления* для инвалидов, имеющихся в распоряжении мАдоу, наличии
доступа к ним' порядке их эксплУатациИ (включаЯ требованИя безопасности);
г) ознакомление с порядком эвакуации граждан на объекте, в том числе
маломобиЛьных, в экстренНых слrIыIх и чрезвычайных ситуациях;

сопровождению инвалидов, Лиц с
ограниченными возможностями здоровья и маломобильных граждан при посещении

д) ознакомление с инструкцией по

мБдоу.

2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

2.1.обрачение к человоку: при встрече обращайтесь с инваJIидами вежливо и
Вы разговариваете с
уважительно, вполне естественно пожать инвалиду руку. Когда
к нему,
непосредственно
инвалидом любой категории, лицом с овз или Мг, обращайтесь

сопровождающему, если последний присутствует при разговоре.
2.2. Адекьатность и вежливость: относитесь к другому человеку как к себе самому,
точнО так же его уважайте - и тогда оказание услуги и общение булут эффективными.
2.3.Называйте себя и других: когда Вы встречаетесь с ч9лов9ком, который плохо
видит или не видит совсем, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с
а не к

к кому в данный момент
ваlrли. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить,

вы обращаетесь, назвать себя.
пока ее примут, а
2.4.Прелложение помощи: если Вы предлагаете помощь, ждите,
нупш0 0ткрыть
затем спрашивайте, что и как делать; всегда предлагайте помощь, если
тяжелую дверь или обойти препятствие.
мест,
2.5. обеспечение доступности услуг: всегда лично убеждайтесь в доступности
какие
где предусмотрено ока:}ание услуг и прием граждан. Заранее поинтересуйтесь,
могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить,
это часть
2.6. Обращение с крослом-коляской: инваJIиднаJI коляска
на
неприкасаемого пространства человека, который ее использует, Не облокачивайтесь
_
тOже сам00, что
нее и не толкайте. Начать катить коляску без согласия инвttлида
помочь инвалиду,
схватить и понести человека без его разрешения. Если Вас попросили
набирает
передвигающемуся на коляске, сначала катите ее медленно, коляска быстро
скорость, неожиданный толчок может привести к поторе равновесия,
2.7.внимательность и терпеливость: когда Вы разговариваете с человеком,
терпеливы,
испытываЮщим трУДностИ в общении, слушайте его внимательно. Будьте
за него,
ждите, когдатrano"a* сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте
его,
понять
Вам
а
Вам,
повторите, что Вы flоняли, это поможет человеку ответить
Пользующимся
человеком,
говорите
2.8.Расположение для беседы: когда
его глаза были
и
Ваши
инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы

с

на одном

уровне,

тогда

Вам

будет

легче разговаривать.

РазговариваJI

с теми9 кто может

хорошо видно,
читать по'iубам, распопожитесь так, чтобы на Вас падал свет, и вас было
который
2.9. ПривЛечение внимаЕиЯ человока: чтобы привлечь внимание человека,
плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте его по плечу.
прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди,

смотрите ему
которые плохо слышат, могут читать по губам,
3.

прдвилд окдздния ситудтивноЙ помощи инвдлиддм и
ДРУГИМ МАЛОМОБИЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ

назначаются работники МАДiОУ.
маломобильным
ответственIIые за оказание ситуативной помощи инвалидам и другим
3.1.

Приказом заведующего МАДОУ

гражданам.

З).Принахождении инвалида, лица с оВЗ или МГ в помещениях МАЩОУ ему

оказывается ситуативная помощь:
- при входе и выходе из здания;

-припереМеЩенииВнУтризДания'приподъёМеиспУскеслесТницы;
в снятии и надевании верхней одеrкды,
3.3.Щействия сотрудника поста охраны в МА.ЩОУ при оказании ситуативной
помощи инвалиду, лицу с Овз или Мг:
передвижения
- по монитору видеонаблюдения видит посетителя с ограничениемвходные
двери,
(на коляске, костылях, с белой тростью), выходит на улицу, открывает

-

ворота;

оказывает помощь при входе в здание МАДОУ;
с оВЗ и МГ цель посещения
- уточняет, в какой помощи нух(дается инв€IJIид, лицо
МАДОУ, необходимость сопровождения.
- до прибытия ответственного специалиста, сотрудник поста охраны направляет
инваJIида, лица с ОВЗ или МГ к месту ожидания,
- оказывает помощь при выходе из здания мАдоу.
помощи
3.4..Щействия ответственного специалиста при оказании ситуативной

-

инвалиду, лицу с ОВЗ или МГ:
- рассказать инваJIиду, лицу с ОВЗ и МГ об особенностях 3дания МБДОУ;
количестве этажей; расположении санитарных комнат, возможных препятствий на пути
и т.д.; в каком кабинете и к кому обратиться по вопросам, которые мOгут воЗникнУТЬ В
ходе предоставления услуги;
_ познакомить инваJIида, лицо с ОВЗ и МГ со всеми специалистами,
задействованными в работе с ним, лично, представив по фамилии, имени и отчестВУ
сотрудника и инвалида друг с другом; информировать, к кому он должен обратитьСя вО
всех случмх возникающих затруднений.
3.6.Особенности общения с инвалидами, имеюIцими нарушения зрения или
незрячими:
_ ПредлагffI свою помощь, направляйте человека, не стискиваЙте его руку, идите
как
вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его За собоЙ,
так,
Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрут4 не управляЙте егО
движениями на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
- Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях,
лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.

-

Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, рассТояНИе.
,Щелитесь увиденным.
_ Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом.
Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об ЭТОМ Не
IIопросят.

_

Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его
потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен
подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого
человека от ответственности, обусловленной документом.
- Всегда называйте себя и представляйте лругих собеседников, а также остальных
присутствующих. Если Вы хотите пожать руку, скажите об этом.
_ Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживаЙте его, а напраВЬте
руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности ого руку, а дайте емУ
возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь ВЗятЬ КаКОЙ-то
предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот преДМеТ,
- Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте кажДыЙ раЗ
называть того, к кому Вы обращаетесь.
* Нs заставляйте Вашего собеседника вещать в пустоту: если Вы перемещаетесь,
предупредите его.
_ Вполне нормально употреблять слово (смотреть>.Для незрячего человека эТО
означает (видеть рукаI\{и), осязать.
- Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно
сопровождаются жестами. Старайтесь быть точными в определониях.
Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его
движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
_ При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к
ним. ПередвигаJIсь, не делайте рывков, розких движений. При сопровождении незрячего
это неудобно.
человека не закладывайте руки назад
3.7. Особенности общения с инв€rлидаI\4и, имеющими нарушения слуха:
-РазговариваJI с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не
затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то
предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить завыражением Вашего
лица.

-Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует

много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если Вы не знаете, какой
предпочесть, спросите у них. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают
отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая
подходящий уровень. В лругопл случае пOнадобится лишь снизить высоту гOлоса, так как
чоловек утратил способность воспринимать высокие частоты.
-Чтобы привлечь внимание человека, который цлохо слыIлит, назовите его по
имени. Если ответа нот, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
подчеркивать что-то,
-Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне

Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
-Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое
предложение. Используйте жесты.
-УбедитеСь, чтО Вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли Вас собеседник.
-Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, техническиi4или
лругой сложный тормин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте
или любым Другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
сущоствуют трудности при устном общении, спросите, не булет ли проще

-Если

переписываться.
_Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших илИ МНОГОЛЮДНЬЖ
помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень
тоже могут быть барьерами.
-очень часто глухие люди используют язык жестов. Если Вы общаетесь через
пероводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к
переводчику.
-не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего
спросить об этом при первой встрече. Если Ваш собеседник обладает этим навыком,
нужно соблюдать носколько важных правил. Помните, чтотолько три из десяти слов
хорошо прочитываются.
-нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать
простые фразы и избегать несущоствонных слов.

_Нужно использовать выражение лица, жесты, толодвижения,

еСЛИ ХОТИТе

подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
3.8. особенности общения с инвалидами, испытывающими затруднения в речи:
Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их -.
ваших интересах.
трудности в речи.
- Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает
начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
-Не пытайтесь ускорить разговор. Бульте готовы к томУ, что ра:}говор с человеком
с затрудненной речью займет у Вас больше времени. Если Вы спешите, лучше,
извинившись, договориться об общении в другое время.
-СмотриТе в лицО собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой
беседе всё ваше внимание.
-не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта
человека.
- Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
-не притворяйтесь, если Вы не поняли, что Вам сказали. Не стесняйтесь
переспрос"ri. E"n, Вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более

медленном темпе, возможно, по буквам,
-не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не
перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
-Если у вас возникают проблемы в обuдении, спросите, не хочет ли ваш
написать, напечатать.
собеседник использовать другой способ

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».