12.10.2022
Развитие логического мышления у дошкольников - важный аспект умственного развития детей.
К умственному развитию можно отнести:
·
развитие логического мышления,
·
умений сравнивать, сопоставлять,
·
находить признаки сходства и различия,
·
строить рассуждения.
И над все этим над начинать работать с
детьми младшего дошкольного возраста.
И поможет нам решать задачи развития
логического мышления игра.
Очень эффективным инструментом для решения
этих задач являются логические таблицы.
Логические таблицы бывают нескольких
видов. Наиболее популярные и хорошо известные педагогам – таблицы на построение
недостающего элемента. Их можно
использовать в работе с детьми уже с младшей группы. Мы уже рассматривали с
вами таблицы 3×3 ячейки, в которых размещение элементов в клетках подчинено
строгому правилу – ни в одной строке и ни в одном столбце таблицы элементы на
повторяются.
Могут быть и логические таблицы с
превращениями. Как правило, они состоят из двух строк и двух столбцов. Верхняя
строка задает определенное правило. Соблюдая это правило, нужно найти
недостающий элемент в нижней строке. Например, если в верхней строке мы видим,
как два красных круга превращаются в два синих круга, то логично предположить,
что в нижней строке два красных квадрата превратятся в два синих квадрата. В
этой таблице, как вы видите, при построении логического рассуждения учитывается
только один признак – цвет, форма и количество неизменны (таблица 1).
Другой
вариант: верхняя строка таблицы задает правило: два желтых
круга превращаются в три желтых круга. В нижней строке слева мы видим два
зеленых квадрата. Какие фигуры и сколько будут в пустой ячейке? (таблица 2)
Еще один признак, по которому могут происходить изменения – местоположение. Например, в левой ячейке верхней строки находятся два круга – красный и синий. В правой ячейке они «поменялись местами» – первым стоит синий круг, затем красный, Какие фигуры будут нарисованы в пустой ячейке нижней строки? Квадраты. Какого они будут цвета. Синего и красного. Какой квадрат будет слева? Синий. Рассуждение достаточно простое. С ним справляются дети 3,5 – 4 лет. (таблица 3)
Затем рассуждения усложняются. Превращения происходят с учетом двух, трех,
даже четырех изменяющихся признаков. Важно помочь понять детям правило,
согласно которому происходят изменения. Вы видите пример таблицы, в которой
измелись количество объектов и их местоположение. Если мы добавим изменяющуюся
ориентацию (листок наклонен слева направо или, наоборот, справа налево), то
будем иметь уже правило, учитывающее три изменяющихся признака. Эта таблица –
для детей старшей группы (таблица 4).