03.10.2022
Что такое читательская
грамотность?
Уточним
понятия «читательская грамотность» и «предпосылки читательской грамотности» для
детей дошкольного возраста.
«Читательская грамотность −
способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Представляется, что в
этом определении важен каждый из названных признаков понятия.
Научный
консультант проекта «В союзе с детством» Ольга Владимировна Бережнова считает:
«…, что функциональная (и в первую очередь читательская как ее ИНТЕГРАТИВНЫЙ
компонент) грамотность нужна всем людям вне зависимости от их индивидуальных
возможностей. Для детей с ОНР, ТНР и пр. проблемами в речевом развитии нужно
рассматривать эту работу, не привязывая к обучению чтению. Педагогу нужно
сосредоточить внимание на:
·
мотивации
и готовности детей к обучению чтению,
· развитии их
способностей к восприятию текстов на слух с подачи взрослого и осмыслению
содержания текстов,
· создании
возможностей использования детьми текстовой информации в игре, для решения
ситуаций, в общении, в познавательно-исследовательской деятельности.
Это и есть
читательская грамотность в чистом виде».
О.А. Скоролупова
отмечает: «Функциональная грамотность – это не только знания. Читательская
грамотность – это не только умение читать и грамотное письмо (заглядывая на
уровень начальной школы). Речь идет об умении использовать свои знания для
решения жизненных задач; о способности приложить имеющийся опыт к изменившейся
ситуации. Детям с ОВЗ эти способности необходимы, с моей точки зрения, даже
больше, чем нормативно развивающимся детям».
Как таковая читательская грамотность формируется в школе (первый слайд в приложении), но ее основы закладывают в дошкольном возраста через чтение и восприятие художественной литературы и фольклора.
Рассмотрим образовательные ситуации, которые
создают условия для формирования предпосылок читательской грамотности.
Когда мы говорим о предпосылках
читательской грамотности у дошколят, мы имеем в виду прежде всего восприятие
ими текстов литературных произведений на слух, аудиально. Для этого и тексты
нужны особые, и знание педагогом методики работы с текстами. Предлагаем вам,
уважаемые коллеги, сегодня прочитать детям сказку Владимира Степанова
"Лесные звезды". Попробуйте составить беседу с детьми по содержанию
этой сказки. Внимательно рассмотрите иллюстрации - они многое могут подсказать
детям, помогут им увидеть в содержании сказки новые нюансы, не описанные в
тексте (учимся читать "между строк", глубоко понимать смысл текста)
Сегодня
вам придется читать сказку "с экрана". Но при этом каждый их вас
понимает, что для детей, особенно детей дошкольного возраста, предпочтительнее
бумажная книга. К ней можно возвращаться, перелистывать странички, снова
рассматривать иллюстрации. Можно подумать над содержанием книги в одиночестве,
самому, когда текст уже давно прочитан. Из таких действий рождается любовь к
чтению.
СКАЗКА В ПРИЛОЖЕННЫХ ФАЙЛАХ.
Читайте и наслаждайтесь