15.09.2022
Задумывались ли вы о значении предлогов в
развитии речи наших детей? Мы, взрослые, используем предлоги в своей речи
автоматически, не задумываясь, поскольку имеем богатый опыт коммуникации.
Дети только осваивают грамматический строй
речи. Методологи речевого развития, а также учителя-логопеды говорят, что
значение предлогов обусловлено следующими положениями:
· Несформированность
грамматических представлений, в том числе неправильное употребление предлогов,
приводит к ТРУДНОСТЯМ В ОВЛАДЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ.
· При
нечётком или неверном употреблении предлогов ИСКАЖАЕТСЯ не только представление
об окружающем, но и СМЫСЛ СКАЗАННОГО.
· Сложности
в употреблении предлогов нередко вызваны недостаточным пониманием и освоением пространства,
а значит, могут ОТРАЗИТЬСЯ НА ФОРМИРОВАНИИ элементарных МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
· ПРЕДЛОГ,
как УЗЕЛОК, помогает связывать слова в предложении в гармоничный речевой узор.
Следовательно, правильное использование предлогов влияет не только на
формирование грамматического строя речи, но и на развитие связной речи детей.
Кроме
того, предлоги многозначны, каждый предлог может нести разные значения,
употребляться в разных смыслах, следовательно, они позволяют уточнить
высказанную мысль, сделать высказывание более выразительным. Приведем пример.
Самый
простой в произношении, а также часто употребляемый в речи предлог «У» может
обозначать как принадлежность кому-то – у меня, у Светы, у мальчика, так и
местоположение – у дома, у реки (синонимично предлогу «около»). Употребляемый с
одним и тем же словом, предлог несет разные смыслы: «У елки колкие иголки» и
«Вырос гриб у ёлки».
Предлог
«НА» может означать:
1) расположение на поверхности чего-то – на
столе, на комоде
2) более широкое обозначение местоположения – на
стене, на площади, на даче (ответ на вопрос «где»?)
3) событийность, обозначение какого-то события –
на уроке, на выставке
4) прикладное значение, свидетельство
функциональности – поедем на поезде, полетим на самолете, играем на гитаре.
Чтобы
помочь детям освоить значения предлогов и правильное использование их в речи,
известный московский логопед Елена Мохирева придумала интересные речевые игры.
Они
помогут ребенку понять значение предлога, сформировать правильный навык
многозначного использования каждого предлога и перенести это умение в
спонтанную речь.
Иллюстрации
помогут детям использовать предлоги правильно.