РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ

28.04.2020

Как рассказать детям о войне?

Главное - не читать нотаций, рассказывать с опорой на свои чувства, сопровождать рассказ рассматриванием фотографий и иллюстраций.

Мы для вас приготовили несколько презентаций, которые вам помогут рассказать об отдельных моментах Великой Отечественной войны.


С каждым днем ветеранов Великой отечественной войны остается все меньше в живых. Но есть их живые свидетельства. Посмотрите вместе с ребенком и послушайте воспоминания ветеранов войны:

 

Немчинова Виктора Максимовича (56 гвардейская дивизия) 

Мягковой Валентины Александровны (56 гвардейская дивизия)

Субботина Петра Михайловича (56 гвардейская дивизия)



Животные - герои войны Костя и Ксения Загуменных.pdf (скачать) (посмотреть)
Животные -герои войны Костя и Ксения Загуменных.pdf (скачать) (посмотреть)
День Победы Чипеева С.В..pdf (скачать) (посмотреть)
Ордена и Медали Великой Отечественной Войны Шнарр НВ.pdf (скачать) (посмотреть)
Поклонимся великим тем годам.pdf (скачать) (посмотреть)
Почетный караул 9 мая. Михайлова М.М..pdf (скачать) (посмотреть)
Дети войны Гасанова АА.pdf (скачать) (посмотреть)

Как рассказать детям о войне.

28.04.2020

Очень часто у врослых возникает вопрос: стоит ли рассказывать детям о войне? - Это необходимо делать обязательно.

Главное передавать свое отноешние к этому вопросу.

И второй вопрос: КАК РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ?

Предлагаем вашему вниманию консультацию Дядькиной Татьяны Владиславовны.


     Патриотическое воспитание дошкольников, являясь одним из ключевых направлений образования, реализуется, в том числе и через знакомство детей с государственными праздниками. В частности, с Днём Победы. Перед нами встаёт вопрос выбора формы и содержания разговора об этом событии с детьми конкретной возрастной группы.


Первая младшая группа

Несмотря на возраст детей в материалах есть и объяснение, и наглядность, и художественная литература.

Объяснение

Разъяснение для малышей следует начинать с того, что День Победы — это праздник. Причём фразу желательно сделать вопросительной: «А вы знаете, какой скоро праздник?» Это позволит привлечь внимание ребят. Далее формулируется объяснение.

«Когда наши прабабушки и прадедушки были маленькими, может, чуть старше вас нынешних, на нашей Родине началась война, так как на неё напали враги, пожелавшие, чтобы все жили по тем правилам, которые будут ими установлены. Но граждане страны не хотели так жить. Война длилась 4 года и закончилась нашей победой. К сожалению, многие жители погибли. Солдат, воевавших за Родину, награждали боевыми наградами. После войны их стали называть ветеранами, то есть опытными военными. В честь героев, сражавшихся с врагами, были установлены памятники, а ежегодно, 9 Мая, в день, когда была объявлена наша победа, празднуется День Победы. В этот день мы поздравляем ветеранов и друг друга с тем, что сегодня живём под мирным небом».


Малыши легче усваивают рифмованные строки, поэтому объяснение нужно сопровождать стихотворениями:

  • Майский праздник — День Победы Отмечает вся страна.

Надевают наши деды Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят. (Белозёров Т.);

  • В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день? (Н. Иванова);

  • Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

 Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете! (Н. Найдёнова).

Слово взрослого должно сопровождаться наглядностью. При этом, учитывая возраст ребят, акцент опять-таки делается именно на сам праздник, а не на исторический повод. То есть это могут быть изображения салюта, ветеранов с наградами, орденов, георгиевской ленты.

Вторая младшая группа

Разъяснение того, что значит «День Победы», можно выстроить на основе материала, изученного в прошлом году.


Разговор с детьми на тему может строиться по вопросам:

  • Какой праздник отмечается 9 Мая?
  • Сколько длилась война?
  • Кто сражался за нашу Родину?
  • Кого мы называем ветеранами?

Такая беседа позволит взрослому  выяснить, какие моменты нужно освежить в памяти детей, на чём сделать акцент в объяснении.


«Великой Отечественной войной называют четыре года, в которые наш народ защищал страну от врагов — фашистов. Великой эта война названа потому, что вся огромная страна была захвачена ею (педагог очерчивает на карте границы бывшего СССР, где проходили военные действия), а Отечественной — потому что воевала вся Родина — всё Отечество. Солдаты, сражавшиеся за будущие поколения, за потомков, стали настоящими героями, которых нужно помнить. Для нас и для тех, кто родится позже, важно знать и помнить о ВОВ. В честь погибших и воевавших установлены памятники по всей стране, а также Вечный огонь — символ памяти о страшных событиях. Каждый год по всей стране отмечается праздник День Победы с обязательным салютом в честь мира на нашей земле».

В рассказ о Дне Победы для второй младшей группы лучше использовать рифмованные строки — их ритм привлекает внимание ребят и не даёт «заскучать» на длинном тексте.


  • День Победы 9 Мая — Праздник мира в стране и весны.
  • В этот день мы солдат вспоминаем,

    Не вернувшихся в семьи с войны.

    В этот праздник мы чествуем дедов,

    Защитивших родную страну,

    Подарившим народам Победу

    И вернувшим нам мир и весну! (Н. Томилина);

    • Что такое День Победы?

    Это утренний парад:

    Едут танки и ракеты,

     Марширует строй солдат.

    Что такое День Победы?

    Это праздничный салют:

    Фейерверк взлетает в небо,

    Рассыпаясь там и тут.

    Что такое День Победы?

    Это песни за столом,

    Это речи и беседы,

    Это дедушкин альбом.

    Это фрукты и конфеты,

    Это запахи весны…

    Что такое День Победы —

    Это значит — нет войны (А. Усачёв).

    Взрослый  зачитывает стихотворение, а затем, на его основе, объясняет суть праздника.


    База картинок пополняется фотографиями солдат ВОВ, Парада Победы 1945 года. Кроме того, для иллюстрации разговора о Дне Победы можно включить мультимедийную презентацию, или видеоролики, которые дети просматривают, а затем обсуждают со взрослым.


    Средняя группа

    В работе с детьми 4–5 лет объяснение вплетается в структуру беседы.


    В разговоре взрослый останавливается на тех моментах, понимание которых вызывает затруднение у ребят. Например, как дети могли помочь одержать победу, оставаясь в тылу. Беседу удобно выстраивать по вопросам к тексту стихотворения:

    На основании ответов на последний вопрос взрослый  строит своё объяснение, обязательно оговаривая даты начала и окончания войны.


    Список литературных произведений для средней группы расширяется прозаической формой. В рассказ о Дне Победы воспитатель может включать отдельные цитаты или отрывки. Например, говоря об уважении к ветеранам, почитании их подвигов, можно привести в пример Игорька, который решил взять поносить дедушкин орден в рассказе А. Митяева.

    В подборку художественных произведений можно включить:

    • повесть С. Георгиевской «Галина мама» (например, отрывок о том, как Галиной маме вручали орден, какие слова говорили в контексте разъяснения того, что такое подвиг в годы войны);
    • рассказы Л. Кассиля о героях войны «Твои защитники» (тексты небольшие, поэтому они могут быть основой для беседы по теме).
    • Иллюстрацией мысли о важности помнить и уважать героев войны может служить стихотворение М. Исаковского «Навек запомни».

    В список обязательных иллюстраций для разговора о Дне Победы в средней группе включаются:

    • фото маршала Жукова, принимающего парад Победы;
    • фотография серии «Знамя Победы над рейхстагом»;
    • фото Могилы Неизвестного Солдата (в Москве и родном городе).

    Можно использовать готовые презентация для иллюстрации беседы о Дне Победы.


    Материалы для старших дошкольников

    Для старшей группы рассказ о Дне Победы, о войне становится более личным, то есть с подключением информации из истории семей воспитанников. В подготовительной группе всё изученное обобщается, поэтому особых отличий в плане формы и содержания в беседах о праздновании 9 Мая в этих группах не будет.


    Разработка темы праздника идёт в беседе. Обычно педагог предлагает какое-то литературное произведение, которое дети обсуждают, а затем под его суть подстраиваются небольшие рассказы ребят о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ. «Поводом» для беседы могут быть такие стихотворения:Хочу такой сайт

    • День Победы — праздник всей страны!

    Празднуют и взрослые, и дети.

    Чтобы в мире не было войны,

    Человек Земли за всё в ответе.

    Пусть улыбнётся солнце на рассвете,

    И радостью прольётся в каждый дом.

    Пусть веселятся дети на планете.

    И будет ясным синий небосклон.

    Хоть сейчас мы маленький народ.

    Мир построить на Земле готовы.

    Чтоб сберечь планету от невзгод,

    Скинем мы с неё войны оковы.

    Чтоб услышать детский смех весной,

    В голубых объятиях эфира,

    Нужно дружно жить одной семьёй,

    Постараться всем народам мира (Г. Рукосуева);

    • Спасибо героям,

    Спасибо солдатам,

    Что мир подарили,

    Тогда — в сорок пятом!

    Вы кровью и потом

    Добыли Победу.

    Вы молоды были,

    Сейчас — уже деды.

    Мы эту победу —

    Вовек не забудем!

    Пусть мирное солнце

    Сияет всем людям!

    Пусть счастье и радость

    Живут на планете!

    Ведь мир очень нужен —

    И взрослым, и детям! (Ольга Маслова);

    • Ещё тогда нас не было на свете,

    Когда гремел салют из края в край.

    Солдаты, подарили вы планете

    Великий Май, победный Май!

    Ещё тогда нас не было на свете,

    Когда в военной буре огневой,

    Судьбу решая будущих столетий,

    Вы бой вели, священный бой!

    Ещё тогда нас не было на свете,

    Когда с Победой вы домой пришли.

    Солдаты Мая, слава вам навеки

    От всей земли, от всей земли!

    Благодарим, солдаты, вас

    За жизнь, за детство и весну,

    За тишину, За мирный дом,

    За мир, в котором мы живём! (М. Владимов);

    • стихотворение С. Михалкова «После победы» (текст можно использовать как своего рода клятву героям войны, обещание не забывать их подвиг).

    Помочь старшим дошколятам составить целостное представление о том, что Победа — заслуга не только солдат, но и тружеников тыла.


    В подборку художественных текстов — отрывками или в виде пересказа педагога — в беседу можно включить:

    • рассказ Г. Черкашина «Кукла» (текстом можно проиллюстрировать объяснение, что такое «блокада Ленинграда» – как в семье девочки топили печку стульями, ходили на речку за водой и пили воду вместо чая, называя напиток «белая ночь»);
    • рассказ С. Алексеева С. Алексеева «Брестская крепость», в котором описывается подвиг солдат и их детей (дети отказались от воды, чтобы напиться смогли солдаты, оборонявшие город).

    Основой наглядного блока для рассказа о Дне Победы должны быть фотографии из семейных архивов детей с родственниками, принимавшими участие в ВОВ, а также памятники победы. В начале разговора можно, как и в предыдущие годы, использовать презентации


    Кроме того, для обобщения знаний ребят по теме в качестве основы для беседы можно посмотреть видеоролик «Дедушка, скажи, как всё начиналось» (https://www.youtube.com/watch?v=6uYD2fA41Hw ). После просмотра ребята отвечают на такие вопросы:

    • Что натолкнуло мальчика на мысль, спросить дедушку о войне?
    • Какую цель преследовали фашисты, развязывая войну?
    • Кто стоял во главе фашистов?

    Уральский добровольческий танковый корпус

    12.05.2020

    Организаторы Урал добр танкового корпуса.jpgИдея создания танкового корпуса возникла на Урале в дни завершения разгрома гитлеровских войск под Сталинградом. В газете «Уральский рабочий» 16 января 1943 года была опубликована заметка «Танковый корпус сверх плана», в которой рассказывалось об инициативе коллективов танкостроителей: изготовить в первом квартале 1943 года сверх плана столько танков и самоходных орудий, сколько необходимо для оснащения танкового корпуса; одновременно обучить из своих же добровольцев-рабочих водителей боевых машин. На имя Председателя Государственного Комитета Обороны было направлено письмо, в котором уральские рабочие просили разрешения сформировать особый уральский добровольческий танковый корпус имени товарища Сталина. 24 февраля 1943 года из Москвы пришла ответная телеграмма: «Ваше предложение о формировании особого добровольческого Уральского танкового корпуса одобряем и приветствуем. И. Сталин».

    26 февраля 1943 года командующий Уральским  военным округом (УрВО) генерал-майор А. В. Катков издал директиву о формировании танкового корпуса.

            Уральский (Уральско-Львовский) гвардейский добровольческий танковый корпус был сформирован в 1943 году и оснащён оружием и  техникой, изготовленными трудящимися Свердловской,Челябинской, Молотовской  (ныне пермский край) областей безвозмездным трудом сверх плана и на добровольные взносы.

              Специально для Уральского добровольческого танкового корпуса в Златоусте было выпущено 3356 финских ножей («чёрные ножи»). Эти короткие клинки с чёрными рукоятками, находившиеся на вооружении советских танкистов, внушали врагам страх и уважение. «Шварцмессер панцерн дивизион» — танковая дивизия «Чёрные ножи» — так назвала немецкая разведка Уральский корпус на Курской дуге летом 1943 года. Личный состав также набран из трудящихся Урала. В корпус было отобрано 9660 человек из 115 тысяч подавших заявление.

              На территории Свердловской области были сформированы: штаб корпуса, 197-я танковая бригада, 88-й отдельный разведывательный мотоциклетный батальон,565-й медико-санитарный взвод, 1621-й самоходно-артиллерийский полк, 248-й дивизион реактивных миномётов («Катюш»), 390-й батальон связи, а также подразделения 30-й мотострелковой бригады (управление бригады, один мотострелковый батальон, разведывательная рота, рота управления, миномётный взвод, медико-санитарный взвод).

    Добровольно было подано 110 тысяч заявлений, что в 12 раз больше, чем требовалось для укомплектования корпуса, из них было отобрано 9 660 человек. Среди добровольцев было много квалифицированных рабочих, специалистов, командиров производства, активных коммунистов и комсомольцев. Всех отпустить на фронт было невозможно, так как это нанесло бы ущерб выполнению заказов фронта. Специальные комиссии отбирали достойных кандидатов с условием, что коллектив заменит уходящих на фронт. Отобранные кандидатуры в возрасте до 40 лет рассматривались и утверждались на рабочих собраниях. Партийная прослойка составила 50 % от общего числа всех бойцов и командиров танковых бригад. Отбор в Уральский добровольческий танковый корпус проводился очень строго. На Уралмаше из 2 250 пожелавших пойти в танковый корпус взяли только 200 добровольцев, в Нижнем Тагиле из 10 500 подавших заявления отобрали 544 человека, в Верхней Салде из 437 - 38 человек и так далее.

            30-й танковый корпус был сформирован за удивительно короткий срок. Приказом Народного Комиссара обороны от 11 марта 1943 года ему было присвоено наименование — 30-й Уральский добровольческий танковый корпус.

               Первый бой корпус принял 27 июля 1943 года во второй фазе Курской битвы. Почти через три месяца после ввода в бой приказом Народного Комиссара обороны СССР № 306 от 26 октября 1943 года 30-й Уральский добровольческий танковый корпус был преобразован в 10-й гвардейский Уральский добровольческий танковый корпус

             Всем частям корпуса было присвоено наименование гвардейских. 18 ноября 1943 года частям и соединениям корпуса в торжественной обстановке вручены Гвардейские Знамёна.

              Танковый корпус включён в 4-ю гвардейскую танковую армию  (с марта 1945 года). Закончил войну в Праге. Осенью 1945 года корпус был переименован в 10-ю гвардейскую Уральско-Львовскую танковую дивизию.

    Подробную информацию можно посмотреть на сайте Уральского государственного военно-исторического музея  (Музей ВДВ "Крылатая гвардия" ул Крылова, 2 "а") - социального партнера МАДОУ детского сада № 125.

    музей ВДВ Крылая гвардия 1.jpg


    Состав частей управления корпуса:

    • 152-й отдельный гвардейский батальон связи
    • 131-й отдельный гвардейский сапёрный батальон
    • 141-я отдельная рота химической защиты
    • 769-я отдельная автотранспортная рота подвоза ГСМ (до 20 апреля 1945 года — 36-я отдельная автотранспортная рота подвоза ГСМ0
    • 266-я полевая танкоремонтная база
    • 267-я полевая авторемонтная база
    • Авиационное звено связи
    • 48-й полевой автохлебозавод
    • 1930-я полевая касса Госбанка
    • 2737 военно-почтовая станция

    Периоды вхождения в состав Действующей армии:

    • 27 февраля 1944 года -11 мая 1945 года

     

    13.05.2020

    мемориальная доска на месте гибели Гончаренко.jpg

    Пока жива память о воинах - героях, живы и их имена.

    Просмотров всего: , сегодня:

    Наверх
    На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

    Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
    Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».