10.11.2022
Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
-способствует профессиональному развитию педагогических работников;
-создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
-обеспечивает открытость дошкольного образования;
-создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Образовательная среда ДОУ воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника
Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
- взаимодействие участников педагогического процесса;
-развивающая предметно-пространственная среда;
-содержание дошкольного образования.
1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
3. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В своем дошкольном учреждении мы стараемся создать образовательную среду, которая будет стимулирующей, самостоятельно-практической, демократической, инклюзивной.
К образовательной среде предъявляем определенные требования:
· качественность;
· развивающий характер;
· комфортность.
Под качественностью среды предполагаем реализацию следующих принципов:
· природосообразность;
· системность;
· полифункциональность и динамичность;
· сомасштабность;
· трансформируемость;
· вариативность по содержанию;
· культуросообразность.
Развивающая среда является не только условием жизнедеятельности ребенка, но и выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности.
Развивающая среда выполняет важнейшие функции:
Организовывая образовательную среду, мы придерживаемся следующих требований:
· обеспечение гибкого комплексного зонирования, как важнейшего условия развития активности, самостоятельности, реализации творческих способностей ребенка с учетом индивидуальных потребностей;
· стабильность-динамичность среды – реализуется при таком разделении общего игрового пространства, когда выделяется, пространство с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами его оборудования и, с другой стороны, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами;
· эмоциогенность среды – реализуется созданием в дошкольной организации интерьера, соответствующего эстетическим вкусам и формирующий эмоционально-положительный настрой детей;
· учет половой дифференциации – достигается организацией среды с учетом специфических особенностей развития девочек и мальчиков;
Комфортная среда позволяет сохранять психофизическое здоровье детей, способствует их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации, усиливает позитивное взаимодействие субъектов процесса обучения и воспитания, способствует активности, уверенности ребенка, проявлению творчества. Среда ребенка соответствует критерию комфортности, т.е. удобности, безопасности.
Требования к созданию комфортной среды:
· благоприятный психологический климат (спокойная, доброжелательная атмосфера, учет индивидуальных особенностей ребенка, профессиональный уровень взрослых);
· безопасность предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка (соответствие детской мебели, игрового и дидактического материала возрастным, санитарно-гигиеническим требованиям);
· организация работы с детьми на основе учета принципа «открытости - закрытости» (чередование деятельности детей в разных пространственных измерениях).
Содержание среды включает два основных компонента:
· Предметно-пространственная среда дошкольной организации;
· Социально-культурная среда – система духовных ценностей.