Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Слуховое внимание это способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак; угол – уголь.
Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность и др. Дошкольники не всегда обладают достаточно устойчивым вниманием, например, не умеют определять на слух наличие какого-либо звука в слове.
Задачи заключается в том, чтобы:
- воспитать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление;
- различать звуки речи в словах;
- отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам;
- улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т.д.);
- правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;
- сравнивать свою речь с речью окружающих;
- контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.
Для решения этих задач целесообразным является использование специальных игр и упражнений.
«Слуховые» игры.
1. «Кто больше услышит?»
Цель – воспитывать умение дифференцировать звуки окружающего мира.
Ход игры – воспитатель дает детям задание: в отведенное время внимательно слушать звуки окружающего, а затем назвать их: за окном чирикали птицы, проехала машина, кто-то прошел по коридору, хлопнула дверь и т.п.
2. «Поручения».
Цель – развитие слухового внимания.
Ход игры – воспитатель встает на расстояние 5-6 метров от детей и шепотом произносит задание, обращаясь при этом к конкретному ребенку: «Таня, положи куклу в коляску» или «Вова, поставь пирамидку на полку» и т.п. (игрушки, с которыми дети должны производить указанные действия, располагаются на столе рядом со взрослым).
Действия детей оцениваются с точки зрения умения внимательно слушать.
Игры на развитие фонематического слуха.
«Цепочка слов».
Цель – учить выделять в слове первый и последний звуки.
Ход игры – воспитатель называет, например, слово куст. Затем один из детей называет следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова. и так по очереди дети строят цепочку слов: куст – танк – крокодил – луна – автобус – санки – индюк и т.д.