1
Содержание
Целевой раздел программы………………………………………………..стр.3
1. Пояснительная записка………………………………………………….. стр. 3
1.1. Цели и задачи программы……………………………………………... стр. 3
1.2. Концепция, заложенная в содержание программы.. …………………стр. 4
1.3. Планируемые результаты…………………………………………...... стр. 4
Содержательный раздел программы………………………………….....стр. 5
2.1. Основные направления программы…………………………………... стр. 5
2.2. Основная идея программы…………………………………………….. стр. 6
2.3. Организация занятий по песочной терапии………………………….. стр. 6
Организационный раздел программы…………………………………..стр.8
3.1. Условия проведения занятий с песком…………………………….…. стр. 8
3.2. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса…….... стр. 8
3.3. Способы и средства проверки и оценки результатов использования
программы……………………………………………………………………стр. 9
3.4. Сроки реализации программы……………………………………...… стр.9
3.5. Тематическое планирование………………………………………..... стр. 9
Список методической литературы………………………………..……… стр. 14
2
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Игры с песком – одно из самых любимых и естественных развлечений
детей. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в
развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая
различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем
ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом
Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической
терапии. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей
и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития
математических представлений, и когнитивных навыков, и психических
процессов.
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними
трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно
возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе
внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может
терапия песком.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для
самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой
и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции,
переживания. Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию
психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно
влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления,
интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои
эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая,
рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное
напряжение.
Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и
социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка
как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии
речевых функций.
1.2. Цели и задачи программы
Цель песочной терапии с детьми многогранна и зависит от
индивидуальных потребностей ребенка.
В целом, основная цель – способствовать психическому и личностному
росту.
Задачи:
• Развитие эмоционального интеллекта
• Улучшение коммуникативных навыков
• Повышение самооценки и уверенности в себе
• Развитие воображения и творческого мышления
3
• Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, сенсорной
интеграции
1.3. Концепция, заложенная в содержание программы
Использование игровой песочной терапии в педагогических системах
отражает современный подход к воспитанию, который акцентирует внимание
на целостном развитии личности ребенка, включая его эмоциональную сферу.
В настоящее время различные педагогические системы придают большое
значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой
песочной терапии.
Песочница используется для развития эмоциональной и познавательной
сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность
занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к
практической и речевой деятельности, поддерживает положительное
эмоциональное состояние малышей. Сюжетно-тематическая организация
занятий включает в себя игры с песком, направленные на развитие мелкой
моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей
и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой
материал, сопровождаемый действием. Игры с песком позволяют добиться
устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода
времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для
самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении
знаний. Песочница также используется в диагностических целях: для
выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для
коррекции этих отклонений.
1.3. Планируемые результаты
* игра в песок позволяет детям развиваться эмоционально: позитивно
влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния,
снижает
уровень
нервно-психического
напряжения,
способствует
возникновению положительных эмоций;
* Легче проходит адаптационный период к детскому саду;
* песочные игры позволяют получить опыт справляться с различными
трудностями, учитывать чужие интересы, дети учатся слушать и слышат
другого (формирование эмпатии), договариваться, могут осмыслить свой опыт
и найти собственное решение;
* игры с песком позволяют формировать и развивать познавательный
интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные
математические представления;
* в игре с песком у детей формируются психические процессы:
мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
* игровые упражнения с песком успешно используются в
диагностических целях
4
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Основные направления программы
Игровая деятельность
Служит инструментом для невербального самовыражения. Является
гибким и адаптивным процессом, настроенным под индивидуальные
потребности каждого ребенка.
Несколько аспектов игровой деятельности:
• Свободная игра
• Директивная игра
• Тематическая игра
• Сюжетно-ролевая игра
• Символическое действие
• Рассказывание историй
• Разрушение и воссоздание
Эмоционально – волевое
Используя песочницу, позитивно влиять на эмоциональное проявление
самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать
навыки игрового взаимодействия;
Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций,
самостоятельного разрешения конфликтов;
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное
Работа с песком предоставляет богатые сенсорные ощущения, которые
способствуют эмоциональной регуляции. Учить детей рассматриванию
предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное,
слуховое, звуковое;
Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные
свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Совершенствовать координацию рук и глаза;
развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
Формирование элементарных математических представлений
Игра с песком создает естественную и увлекательную среду для
обучения, делая абстрактные математические понятия более доступными и
эффективными: счет, сравнение размеров, измерение, сравнение, деление на
части, пространственные отношения.
Развитие речи
Игра с песком предоставляет богатые возможности для развития речи.
Взаимодействие с песком, фигурками, создание миром стимулирует
воображение и создает благоприятные условия для речевой активности:
стимуляция речевой активности, расширение словарного запаса, развитие
5
фонематического слуха, развитие грамматического строя речи, преодоление
речевых трудностей.
2.2. Основная идея программы
Основная идея программы направлена гармонизацию личности ребенка,
развитие его эмоциональной сферы, снижение уровня нервно-психического
напряжения, стабилизацию психологического состояния ребенка.
Современный подход к использованию песочницы в развитии и
коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного
возраста направлен на:
• понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в
качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования
навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
• формирование эмоциональной стабильности и положительной
самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей
способности к эмоциональной регуляции собственного поведения,
формирование психических новообразований, необходимых для успешного
обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного
эмоционального фона;
• гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование
одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя,
видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые
возможности творчеству ребенка.
• песочница используется как среда для общения человека с самим собой
и символами реального мира.
2.3. Организация занятий по песочной терапии
1)
Подготовка помещения и материалов:
* песочница. Для проведения групповых занятий изготовлена
индивидуальная песочница – 1200*700*100мм. Непроницаемая. Синего цвета,
который символизирует воду и небо.
* песок. Прокаленный в духовом шкафу при температуре 180 градусов
в течение 20 минут, просеянный, мелкозернистый. Занимает примерно
половину объема песочницы. Используется обычный песок (не цветной).
* коллекция миниатюрных фигурок. Представлены разные категории
(люди, животные, транспорт, здания, предметы быта, мебель, природные
объекты и т.д.). Все фигурки небольшого размера. Некоторые составляют
исключение.
* вода в пульверизаторе
* дополнительные материалы. Могут пригодиться кисточки, лопатки,
грабли, ситечки, природные материалы (камни, ракушки, веточки)
2)
Структура занятия:
* начало. Важно создать доверительную атмосферу. Начинается
занятие с ритуала приветствия или релаксационной техники.
6
* основная часть. В зависимости от темы текущего занятия.
* завершение. Подводится итог, делаются выводы. Занятие завершается
ритуалом прощания.
• Песочница с песком должна постоянно находиться в специально
отведенном для него месте.
• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше
свободы движений.
• К песочнице должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон:
только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего
изображения (горизонтальный или вертикальный).
• Песочницу с песком следует установить на большом и прочном столе,
высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.
• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких
корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если
это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно
вмешаться.
• Песок время от времени следует очищать.
• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки –
таковы гигиенические нормы.
• Периодически песочницу нужно пополнять песком.
• После занятий песочницу рекомендуется закрывать специальной
крышкой.
7
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Условия проведения занятий с песком
У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний. Рядом
с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
3.2. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса
Методы
Наглядные методы:
* наглядно - слуховые (слушание музыки в аудиозаписи)
* наглядно - зрительные (дидактический материал)
* сенсорно - моторные (обследование)
* тактильно - мышечные (индивидуальная помощь, помощь других
детей, совместное выполнение, подражательное выполнение)
* формы несловесной поддержки (улыбка, подбадривающее пожатие
руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове,
подмигивание, обнимание за плечи и т. д.)
* элементы психогимнастики (релаксация, контактный массаж,
дыхательные упражнения, тактильные обследования)
Словесные методы:
* объяснение (краткое, четкое, эмоциональное)
* указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены
как ко всем детям, так и индивидуально)
* вопросы четкие, понятные.
* Пояснения, уточнения;
Практические методы:
* метод упражнений (связан с многократным выполнением
практических действий, выбором дидактического материала)
* игра (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать
и
активизировать
детей,
войти
в
коммуникативный
контакт,
самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние,
вызвать положительные эмоции).
Формы:
Индивидуальные игры
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются
прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие
коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться
друг с другом, взаимодействовать. Так же позитивно влияют на
эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для
развития и саморазвития ребёнка.
8
3.3. Способы и средства проверки и оценки результатов
использования программы
В ходе наблюдения за ребенком можно узнать:
* состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки
или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
* уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек,
расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже
знакомых игрушках и т. п.);
* уровень общей осведомленности (как много предметов из набора
игрушек ему незнакомы);
* сформированность понятий и умение обобщать (игрушки разложены
по темам);
* личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность
в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в
общении, общее эмоциональное состояние).
* уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй
речи, лексику), если ребенок говорящий;
* уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в
песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
* устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
* воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и
т. п.).
3.4. Сроки реализации программы
Программа реализовывается в течение четырёх лет. Программа
используется для работы с детьми младшей, средней, старшей и
подготовительной к школе групп.
3.5. Тематическое планирование
3.5.1. Тематический план работы с песком с детьми младшего
дошкольного возраста
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Неделя
Тематика занятия
1 неделя
Знакомство со свойствами песка
2 неделя
Лепим из сухого и мокрого песка
3 неделя
«Копаем-насыпаем»
4 неделя
«Найди-закопай»
1 неделя
Песочный дождик
2 неделя
«Секретики в песке»
3 неделя
«Следы на песке»
4 неделя
«Строим песочный домик»
9
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
1 неделя
Рисуем на песке
2 неделя
Домашние животные
3 неделя
Морские обитатели
4 неделя
Домики для животных
1 неделя
Цветные камешки (знакомство/закрепление цветов)
2 неделя
«Ой, мороз»
3 неделя
«Строим горку»
4 неделя
«Наряжаем елочку»
1 неделя
Кормим птиц
2 неделя
«Насыпаем – высыпаем» лопаткой / пальчиками
3 неделя
«Лепим куличики»
4 неделя
«Лепим куличики с секретиками»
1 неделя
Грузовички (знакомство/закрепление цветов)
2 неделя
«Найди пару грузовичку»
3 неделя
«Мы – строители. Делаем дорогу»
4 неделя
«Грузовик везет груз»
1 неделя
«Рисунок на песке для мамы»
2 неделя
«Весне дорогу»
3 неделя
«Жучки выползают из своих норок»
4 неделя
Отпечатки ладошек
1 неделя
«Цветные человечки» (знакомство/закрепление цветов)
2 неделя
«Колобок. Большой и маленький»
3 неделя
Инсценировка сказки «Колобок»
4 неделя
«Большая песочная гора»
1 неделя
«Угощения друзьям»
2 неделя
Праздничный салют
3 неделя
Цветы вокруг нас
4 неделя
«Кто живет в воде?»
3.5.2. Тематический план работы с песком с детьми средней группы
Месяц
Сентябрь
Неделя
Тематика занятия
1 неделя
Знакомство со свойствами песка
2 неделя
Лепим из сухого и мокрого песка
10
Октябрь
3 неделя
«Следы на песке»
4 неделя
«Что пропало?»
1 неделя
«Домишки для мышки»
2 неделя
«Секретики в песке»
3 неделя
Создаем реки, озера, моря
4 неделя
Учимся работать в команде. Совместные творческие
проекты
Ноябрь
Декабрь
1 неделя
Домашние животные
2 неделя
Деревенский дворик
3 неделя
Дикие животные
4 неделя
«Кто в домике живет?»
1 неделя
«Что такое зима?»
2 неделя
Учимся работать в команде. Совместные творческие
проекты
Январь
Февраль
3 неделя
«Новогодний салют»
4 неделя
«Лепим горку»
1 неделя
«Птицы зимой»
2 неделя
«Я и моя семья»
3 неделя
«Ищем клад»
4 неделя
«Мы – волшебники»
1 неделя
«Найди больше»
2 неделя
«Угадай на ощупь»
3 неделя
Учимся работать в команде. Совместные творческие
проекты
Март
Апрель
4 неделя
Транспорт
1 неделя
«Я испеку для мамы…»
2 неделя
«Выложи и природного материала узор на песке»
3 неделя
«Песочная цифра»
4 неделя
«Песочная фигура»
1 неделя
«Какая бывает мебель»
2 неделя
Учимся работать в команде. Совместные творческие
проекты
3 неделя
«Кто живет в воде?»
4 неделя
«Цветные человечки»
11
Май
1 неделя
Инсценировка сказки «Репка»
2 неделя
Транспорт
3 неделя
«Строим город, в котором мы живем»
4 неделя
«В лесном царстве»
3.5.3. Тематический план работы с песком для детей старшего
дошкольного возраста
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Неделя
Тематика занятия
1 неделя
Знакомство с песком. Знакомство с правилами.
2 неделя
«Что пропало? Чего не стало?»
3 неделя
Инсценировка сказки «Репка»
4 неделя
«Мы – волшебники»
1 неделя
Сказочная страна
2 неделя
Учимся работать в команде. Совместные творческие
проекты
Ноябрь
Декабрь
3 неделя
«Гора и море»
4 неделя
«Найди клад»
1 неделя
«Чей забор самый длинный? Самый короткий?
2 неделя
«Город, в котором живут…»
3 неделя
«Мой любимый праздник»
4 неделя
Необычная история «Жили-были…и вдруг случилось…»
1 неделя
Домашние животные
2 неделя
Дикие животные
3 неделя
Динозавры
4 неделя
Учимся работать в команде. Совместные творческие
проекты
Январь
Февраль
1 неделя
Геометрические фигуры
2 неделя
Нарисуй цифру на песке
3 неделя
«Путешествие»
4 неделя
«Сказка Курочка Ряба на новый лад»
1 неделя
«Дружба»
2 неделя
Учимся работать в команде. Совместные творческие
проекты
12
Март
Апрель
3 неделя
Работа с эмоциями (часть1)
4 неделя
Работа с эмоциями (часть2)
1 неделя
Морские обитатели
2 неделя
«Подводный мир»
3 неделя
«Мир, в котором я живу»
4 неделя
«Ходим в гости к друг другу»
1 неделя
Транспорт
2 неделя
Профессии
3 неделя
Совместная картина на песке
4 неделя
Учимся работать в команде. Совместные творческие
проекты
Май
1 неделя
Необычная история «Жили были…Не тужили»
2 неделя
«Я и моя семья»
3 неделя
Цветочная поляна
4 неделя
«Найти на ощупь»
13
4. Список методической литературы
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке.
Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
3. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое
сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—
1995.
4. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоциональноволевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная
педагогика №4-2006, №1-2007.
5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные,
развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
6. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию
пространственно-количественных представлений у дошкольников с
задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
9. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для
дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
14