10.11.2022
Поддержка
детской инициативы в различных видах деятельности
Одной из самых актуальных в современной
педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и
инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative, от
лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам
деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к
новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо
действиях.
В ФГОС ДО указывается, что одним из
основных принципов дошкольного образования является поддержка детской
инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной
ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного
возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок
самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает
игровые проблемные ситуации.
В ФГОС ДО отмечается необходимость
создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности,
форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является
важнейшим показателем детского развития, это способность детей к
самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей
детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие
умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к
организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр,
такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной
деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления
природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию
собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные
черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Выделяют четыре сферы инициативы:
- коммуникативная инициатива (включенность ребенка
во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия,
коммуникативная функция речи);
- творческая инициатива (включенность в сюжетную
игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются
воображение, образное мышление);
- инициатива как целеполагание и волевое усилие
(включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка,
конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления»
материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
- познавательная инициатива – любознательность
(включенность в экспериментирование, простую
познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности
устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и
родовидовые отношения).
Какие же направления и способы поддержки
детской инициативы можно порекомендовать педагогам?
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
- выбор оптимального уровня нагрузки (в
соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он
справился с заданием);
- поощрение (в процессе деятельности: активности,
творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком
действия, а не его самого);
- обеспечение благоприятной атмосферы,
доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания
оценок и критики в адрес ребенка;
- положительная оценка (как итогового, так и
промежуточного результата);
- проявление внимания к интересам и потребностям
каждого ребенка;
- косвенная (недирективная) помощь (подсказать
желаемое действие, направить и т. д.);
- личностный пример воспитателя (использование
грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
- отсутствие запрета (на выбор партнера для
действия, игры, роли и т. д.);
- предложение альтернативы (другого способа,
варианта действия);
- создание и своевременное изменение
предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося
жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы,
атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен
беспрепятственный доступ и т. д.);
- обеспечение (выбора различных форм деятельности:
индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала,
художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи),
музыкальных и спортивных атрибутов).
- отмечать и приветствовать даже самые минимальные
успехи детей;
- предоставление детям возможности активно задавать
вопросы.
- не критиковать результаты деятельности ребенка и
его самого как личность;
- формировать у детей привычку самостоятельно
находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться
игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и
сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения
самостоятельности;
- поддерживать интерес ребенка к тому, что он
рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
- устанавливать простые и понятные детям нормы
жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
- проводить все режимные моменты в эмоционально
положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей;
- обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать
свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
- поощрять занятия двигательной, игровой,
изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому
результату труда ребенка.
- создавать в группе положительный психологический
микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям:
выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для
выражения своего отношения к ребенку;
- поощрять желание создавать что- либо по
собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего
продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме,
бабушке, папе, другу);
- привлекать детей к планированию жизни группы на
день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.