Дополнительная общеобразовательная программа - программа дополнительного образования детей и взрослых Изо

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 125 (МАДОУ детский сад № 125)
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
Протокол № 1 от «30» августа 2022г.

УТВЕРЖДЕНА:
Заведующий
МАДОУ детский сад № 125
_________ / Н.В.Малышева
«30» августа 2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
художественно-эстетической направленности
Изобразительная студия «Маска»

1

Возраст обучающихся 4-7 (8) лет.
Срок реализации программы: 3 года
Составители: Турскова Любовь Александровна –
заместитель заведующего по воспитательнометодической работе,
Воспитатели Гасаанова Айгун кызы Али,
Загуменныхх Елена Михайлова,
Болотова Анастасия Олеговна.
Васечкина Яна Владимировна – педагог
дополнительного образования

г. Екатеринбург
2022 год.

Содержание.

7
8
8

2.3.
2.4.
2.5.
3.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Направленность программы
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Цель и задачи реализации программы.
Принципы Программы
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы,
характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста.
Планируемые результаты реализации программы.
Содержательный раздел
Организация, этапы, виды и содержание деятельности по реализации
программы.
Содержание
деятельности.
Учебно-тематический
план
программы
художественно-эстетической направленности – изобразительная студия
«Маска»
Содержание модуля № 1. «Волшебные краски» для детей 4-5 лет.
Содержание модуля № 2 «Мир цвета и красок» для детей 5- 6 лет.
Содержание модуля № 3 «Я творю мир» для детей 6 – 8 лет
Организационный раздел.

3.1.

Кадровые условия

18

3.2.

Материально-технические условия.

19

Приложение № 1. Методические рекомендации к реализации Программы

19

Приложение № 2. Список литературы

23

1.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.

2

3
3
4
4
5

9

12

18
2

1. Целевой раздел.















Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – программа дополнительного
образования детей и
взрослых
художественно-эстетической
направленности
«Маска» МАДОУ детского сада № 125 (далее Программа)
«Изобразительная студия
разработана рабочей группой педагогов МАДОУ детского сада №125.
В обсуждении проекта Программы принимали участие: заведующий, заместитель
заведующего по воспитательно-методической работе, педагогические работники, представители
родительской общественности. Программа принята на заседании Педагогического совета МАДОУ
детского сада № 125. Программа сформирована на основании:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
Федеральным законом от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»,
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Правительства
Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о 8 государственной
санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном
санитарноэпидемиологическом нормировании»).
СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий
городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий» (Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 января 2021 г. N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21).
Санитарно-эпидемиологическими правилами и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (постановление главного государственного санитарного врача РФ № 2 от
28.01.2021)
СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры
для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 (Зарегистрирован 29.03.2021 № 62900).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.
При формировании Программы учитывались концептуальные положения программы
«Цветные ладошки» И.А.Лыковой.
Данные документы определяют основные принципы построения Программы:
 поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности
детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;
значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период
подготовки к следующему периоду;

 личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации)
и детей;
 уважение личности ребенка;
 реализация Программы в формах, специфических для детей данного возраста,
прежде всего в форме игры, а также в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка.
Программа разработана в соответствии с локальными документами:
 Уставом МАДОУ детского сада № 125;
 Положением о предоставлении дополнительных образовательных услуг в
Учреждении.
Программа разработана для детей дошкольного возраста (5 – 8 лет), срок ее
реализации - 3 года.
Ребенок может начать освоение Программы с любого момента поступления в
дошкольное учреждение по письменному заявлению родителей (законных
представителей) ребенка.
Программа осуществляется на русском языке.

1.1.1. Направленность программы.

Представленная программа — педагогическая модель развития визуального
мышления (фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического
3

3

восприятия
действительности,
пространственных
представлений,
сенсорных
способностей, образного мышления и воображения) у детей старшего дошкольного
возраста в условиях дополнительного образования. В основе
построения
образовательного процесса лежит развитие цветовосприятия. Осуществляя принцип
последовательности в обучении изобразительной деятельности программа показывает
эффективные пути и методы, создаёт условия для решения большого количества учебновоспитательных задач.
Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные
средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщая её к
общечеловеческим ценностям, воспитывая нравственно-эстетическую отзывчивость на
прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Живопись – искусство цвета и главным средством выразительности в живописи
является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность
изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых
цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть,
нежность, тревогу, ожидание. Данная программа предлагает путь постижения языка цвета
начиная с младшего дошкольного возраста (в данной части представлены рекомендации
по реализации программы с детьми старшего дошкольного возраста).
Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность более ярко познавать
окружающую действительность, развивает у них наблюдательность. Развивая и
умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать
предметы, развивает пространственное мышление, учит точности расчета, способствует
познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.
Данная программа преследует те же цели и задачи, что и существующие программы
по изобразительному искусству (В. И. Кузина, Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой и др.).
Её особенностью является желание через цветовосприятие облегчить и сделать как можно
более увлекательным, результативным период первого знакомства с красочными
материалами, сделать доступными и более сложные художественные технологии для
детей младшего школьного возраста. Данная программа создаёт условия для
максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству.
Она ориентирована на детей как со средними способностями, но позволяет в полной
мере раскрыть внутренние резервы и талантливых детей, обучающихся в художественной
школе.
Методы обучения, которые описаны в методических рекомендациях к этой
программе – это новое слово в работе с одаренными детьми, так как непосредственно
направлены на раскрытие потенциальной одаренности детей и перевод личности
воспитанника из состояния потенциальной одаренности в состояние актуальной
одаренности.
Педагог стремится создать условия, которые каждому воспитаннику дадут
возможность поверить в то, что нет никаких ограничений для его творчества, тогда и
воображение пойдет по пути поиска истинного решения.

1.2.

Цель и задачи реализации программы. Принципы программы.

Предложенная программа направлена на достижение следующей цели:
Развитие художественно-творческих способностей воспитанника и как следствие
визуального мышления (фантазии, зрительно-образной памяти, эмоциональноэстетического восприятия действительности, пространственных
представлений,
и воображения) на основе
сенсорных способностей, образного мышления
цветовосприятия;
4

4

Задачи:
 Развить цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое воображение.
 Познакомить с богатством цветовой палитры, с общими закономерностями
цветовых сочетаний, с символикой цвета, с физическими и эмоциональными
ассоциациями цвета, учить использовать эти знания для создания образа, характера и
общего настроения композиции.
 Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
 Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, с
выразительными возможностями художественных средств изобразительного искусства,
знакомство с их образным языком на основе творческой деятельности, многообразием
художественных материалов и приёмами работы с ними.
 Закреплять приобретенные умения и навыки художественно – творческой
деятельности и показывать детям широту их возможного применения.
 Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
 Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение, творческое мышление.
Программа рассчитана на работу с детьми 5-8 лет на 3 года обучения и состоит из
следующих этапов:
1.
Погружение (ознакомительный, обучающий) – 1-й год обучения 5-6 лет;
Развитие (закрепление и расширение знаний, умений и навыков) – 2-й год
2.
обучения 6-7 лет;
3.
Исследовательский (творческое экспериментирование с художественными
технологиями) – 7-8 лет.
Основные принципы программы:
 принцип гуманизации и демократизации предполагает исключение авторитарных
форм воздействия на ребёнка и критики; творческий союз и соавторство педагога и
ребёнка, при котором учитываются индивидуальные вкусы и интересы детей; создание
установки: «Я всё сумею, всё смогу!», создает предпосылки для развития активности и
инициативы детей и взрослых;
 принцип личностно-ориентированного подхода ориентирован на индивидуальный
подход к каждому ребёнку (определение посильных заданий с учётом возможностей
ребёнка). Роль педагога – не «переделать», не навредить ребёнку, а способствовать
развитию неповторимости и индивидуальности;
 принцип субъективности предлагает восприятие ребёнка, как субъекта. Роль
педагога заключается в оказании помощи в осознании ребёнком своего «Я», нахождении
контакта с окружающим миром и людьми;
 Принцип вариативности предполагает создание условий для самостоятельного,
свободного выбора ребёнком способов самореализации и формы участия в деятельности;
 Принцип систематичности и последовательности заключается в построении
образовательного процесса от «простого к сложному» с учетом этапности обучения, а
также в регулярности занятий;
 Принцип природосообразности предполагает учет возрастных и психологических
особенности детей.

5

5

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы,
характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста.
Характеристика детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).
В этот возрастной период происходит смена периодов вытяжения (с набором
длины тела) и округления (с накоплением массы тела) волнообразно (у мальчиков и
девочек) и рассогласована у детей разных типов конституции. Физиологи называют этот
период «возрастом двигательной расточительности». В задачи педагога входит
контролировать и направлять двигательную активность воспитанников с учётом
проявляемой ими индивидуальности; предупреждать случаи гипердинамии и
активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры.
К пяти годам уже возможно оценить характер ребёнка, его индивидуальность,
способность к творчеству. Он ориентируется во многих бытовых вещах, ситуациях и
даже сложных межличностных отношениях. Этот возраст - пик развития фантазии и
вымысла. На шестом году жизни ребёнок - субъект общественной деятельности.
Мышление. В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить
преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных
средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления
о цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену
правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое)
мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения. К шести годам ребёнок в
состоянии не просто обобщить животных, но и подразделить их на домашних и
диких, способен по отдельным признакам объединить предметы, оценивая их различия и
сходство. В связи с тем, что ребёнок осознал себя как личность и может это выразить
словами, владея почти в совершенстве речью, способность к творчеству заметно угасает.
Ребёнок способен сочинять не только сказки. Он пересказывает книги и фильмы,
причём отражает всё то, что видит и знает. Это является качественно иной ступенью
в его развитии. Ребёнок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он
наблюдателен. Собственное «Я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором
он стремится отыскать причинно-следственные в связи, чтобы отличить существенное
от второстепенного.
Произвольность познавательных процессов. В этот период ребёнок становится
сознательно самостоятельным. Желая чему-нибудь научиться, он способен выполнять
интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса. Однако
переключаемость с одной задачи на другую крайне затруднена.
1.3.

1.4. Планируемые результаты реализации программы. Ожидаемые
результаты и способы их проверки.
По окончании первого года обучающиеся должны знать:

 основные способы смешения цветов;
 знать и уметь использовать в своей работе тёплые и холодные цвета;
 основные характеристики цвета: насыщенность, светлота, яркость;
 владеть понятиями о хроматических и ахроматических цветах;

Воспитанники должны научится:
 правильно определять и изображать цвет;
 чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
 анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета;
6

6

 передавать

в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение,
основной цвет предметов;
 правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать
ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).
К концу второго года обучения воспитанники ддолжны знать:
 простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и
теплого оттенков;
 начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия
рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетания оттенков цвета, колорит и
т.д.); – деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и
группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
 изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для
отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
К концу учебного года обучаемые 2-го класса должны уметь:
 чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их
форм и очертаний;
 использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;
 стремиться верно и выразительно передавать в рисунке форму, основные
пропорции, общее строение и уметь изменять цвет предметов в зависимости от
освещения;
 правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, менять
направления мазков согласно форме.
По окончанию курса обучения учащиеся должны знать и уметь:
ЗНАТЬ:
 Основы цветоведения: знать о разнообразии цветовых решений, о связи цветового
строя с содержанием искусства; разнообразие возможных выразительных средств
изображения; значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и
воздушная перспективы;
 Виды и жанры произведений изобразительного искусства.
 Свойства художественных материалов.
 Основные законы композиции.
УМЕТЬ:
работать в определённой цветовой гамме;
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов
несложной формы;
 передавать пространственные планы способом загораживания и цветовоздушной
перспективы;
 сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
 решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом;
 решать творческие задачи на уровне импровизаций;
 создавать творческие работы на основе собственного замысла.



2.
Содержательный раздел
2.1. Организация, этапы, виды и содержание деятельности по
реализации программы.
7

7

Особенность реализации программы.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определённый объём тем с
дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.
Занятия проводятся два раза в неделю, 68 часов в год.
Форма занятий с детьми – групповая. В группе до 15 человек.
В группы принимаются все поступающие воспитанники, родители которых
написали заявление и заключили договор с МАДОУ № 125.. Специального отбора не
производится. Уровень подготовленности воспитанников не имеет значения.
На первом этапе дети знакомятся со свойствами художественных материалов, с
основными цветами солнечного спектра в пределах набора красок (красный, оранжевый,
желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); с названиями и свойствами основных и
дополнительных цветов спектра, с элементарными правилами смешения красок и
получения многообразных оттенков цвета, с понятием тон в живописи (светлее, темнее).
В группу второго года могут поступать и вновь прибывающие после специального
тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего развития и интереса.
Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
Обучаемые второго года по основам цветоведения должны получить более глубокие
сведения об оттенках цвета, о светлых и тёмных красках, о характере цвета; – об
особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, о правилах смешивания
главных красок для получения составных цветов.
Третий год обучения рассчитан на детей обучавшихся уже два года. Занятия
проходят в том же режиме – 2 раза в неделю. На третьем году обучения ребёнок исследует
форму, экспериментирует со свойствами изобразительных материалов, технологиями.
Более свободное владение различными художественными средствами даёт ребёнку
возможность проявить свои индивидуальные творческие возможности. На данном этапе
важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем.
Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение. Знания
и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих
работ. В течение учебного года обучаемые 3 года обучения получают сведения о
композиции, цвете, рисунке, приемах изображения растительных форм и форм животного
мира и усваивают: свойства разных художественных материалов.
Образовательный процесс включает в себя различные инновационные методы
обучения, нестандартные уроки:
Методы:
 погружение (эмоционально-образное проживание художественного шедевра,
проникновение в его суть);
 постижение (освоение, личностное переосмысление произведений искусства);
 сравнение (эмоциональное, аналитическое сопоставление художественных образов,
стилеобразующих черт);
 наглядный (педагог поэтапно демонстрирует приёмы работы);
 репродуктивный (воспроизводящий);
 иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
 проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
 эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её
решения).
Нестандартные формы занятий:
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и
коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
8

8

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала
и подкрепляется практическим освоением темы.
Основной формой работы являются учебные занятия.
Это могут быть: занятия – вариации; занятия – загадки, разгадки; занятия –
творческие портреты, импровизации; занятия – образы по сценарию со специальной
подготовкой детей; занятия – праздники; занятия – эксперименты; занятия – фантазии,
сказки, сюрпризы; занятия – путешествия, прогулки, экскурсии; занятия – конкурсы,
соревнования. Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением,
привлекаются электронные наглядные материалы.
Текущий контроль осуществляется в форме мини-выставок творческих работ,
обсуждений, викторин. Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий,
конкурсов, фестивалей.
По окончанию курса проводиться итоговая проверка знаний, умений и навыков с
целью определения объёма и глубины усвоенных знаний, сформированных умений и
навыков в соответствии с требованиями учебной программы. Итоговый контроль может
проходить в форме творческой работы по заданной теме.
Критерии оценки:
1.
Владение материалом (кистью, цветом, карандашом, красками).
2.
Знание основных законов композиции, названия красок.
Мышление.
3.
4.
Воображение.
5.
Оригинальность исполнения.
6.
Творческая активность.
Содержание программы может варьироваться, в него могут вноситься изменения с
учетом опыта и интересов автора программы и интересов воспитанников.
Программа апробировалась на занятиях кружка по дополнительному образованию
«Изобразительная студия «Маска» в средней, старшей и подготовительной группах
МАДОУ № 125 на протяжении нескольких лет и имеет высокие результаты:
 наблюдается положительная динамика мотивации детей к обучению;
 многочисленные выставки;
 участие в конкурсах;
 успешное поступление в ДШИ на художественное отделение.

2.2. Содержание деятельности. Учебно-тематический план программы

художественно-эстетической направленности – изобразительная студия «Маска».
 Учебно-тематический план по Программе разработан на основе учёта интересов
воспитанников и родителей с учетом профессионального потенциала педагогического
коллектива.
 Учебный план реализации Программы.
длительность кол-во
Кол-во
Теория практика
Название
возраст
занятия
минут в
занятий в
модуля
год
неделю
8
64
20
40
4-5 /средняя Модуль 2
72
группа/
«Волшебные
2
раза
в краски»
неделю
6
66
25
50
5-6 /старшая Модуль 3
72
группа/
«Мир цвета и
9

9

2
раза
в красок»
неделю
6-7
Модуль 4
/подготовит
«Я творю
группа/
мир»
2
раза
в
неделю
ИТОГО

Тема

30

60

72

9

63

75

150

216

21

197

Учебно-тематический план
по модулю «Волшебные краски» для детей 4 – 5 лет.

Знакомство с волшебными красками
Радуга - дуга
Цветовая угадай-ка (краски осени)
Сказка про белую и черную краску.
Желтая краска
Красная краска
Теплые цвета
Холодные цвета
Зеленая сказка
Веселая гусеница
Светлые цвета. Смешение красок с белой
Темные цвета. Смешение красок с черной
Коричневая сказка. Что бывает коричневым
Деревянный дворец
Контраст (цветовой круг). Добро – зло. Радость - грусть
Выразительность цвета (цвет – носитель определенного характера,
настроения)
- Портрет колуна.
- Птица счастья.
-Птица печали
Картины теплого цвета:
- Дворец солнца
- Узоры на окне
- Праздник
- Цирк
- Запахи лета
Картины холодного цвета:
- Первый снег
-Снежная картина
- Зимние узоры
- Синий вечер
10

Кол-во часов
теория Практика
Итого
часо
0.5
1.5
2
0
2
2
0.5
1.5
2
0
2
2
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0.5
1.5
2
10
0
2
2
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5

2.5
1.5
1.5
0.5
2.5
2.5
2.5

3
2
2
1
3
3
3

1

4

5

1

4

5

-Зимушка - зима
Изображение животных
Изображение птиц
Итого:

Тема

0.5
0.5
8

16
16
72

Учебно-тематический план
по модулю «Мир цвета и красок» для детей 5 - 6 лет.

Гуашь – три основных цвета
Путешествие по краскам
Цветовой спектр «Цветик – семицветик»
Гуашь, добавление белой краски. Облака
Гуашь, добавление черной краски. В гости к Бабе Яге
Сближение красок. Натюрморт.
Теплая гамма – Жар-птицв
Холодная гамма
- Дворец Снежной Королевы.
- Зимний пейзаж
- Сон
Контраст. Бабочка
Характер линий. Мазок
Настроение цвета: цвета веселые и грустные
Нежные краски
Страшные краски
Звонкие краски
Глухие краски
Сближенная цветовая гамма
Пестрые краски
Колорит: утро, день, вечер.
Изображение животных
Изображение птиц
Изображение людей
Итого:

Тема

15.5
15.5
64

теория
0.5
0
0.5
0
0
0.5
0
0

0
0.5
0
0
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0
0.5
6

Учебно-тематический план
по модулю «Я творю мир» для детей 6 - 8 лет.

Язык изобразительного искусства (жизнь цвета, линии, пятна)
Учимся у мастеров
Акварель, мы тебя знаем.
11

теория
0.5
0
0.5

Кол-во часов
Итого час
Практика
1.5
2
2
2
2
1.5
2
2
1
1
2
1.5
1
1
3
3

2
2.5
3
1
2.5
2.5
2.5
4.5
4.5
4.5
8.5
9
8.5
66

2
113
3
1
3
3
3
5
5
5
9
9
9
72

Кол-во часов
Практика Итого час
1.5
2
2
2
2
1.5

- техника по-иокрому «Осенний вернисаж»
Акварель. Продолжаем знакомиться.
- Техника «по-сухому». натюрморт
Акварель. Продолжаем знакомиться.
- Техника «лессировка»
Акварель. Продолжаем знакомиться.
- Техника «алла – прима» Пейзаж
Мы знатоки техники: гуашь. Осенние дары
Мы знатоки цветочного карандаша: штриховка
Мы знатоки техники «пастель».
- Натюрморт «фрукты или овощи»
- букет в вазе»
Рисуем поэтапно пастелью.
Мы знатоки техники «Мозаика»
Витраж
Коллаж
Флористика коллажа
Гризаиль – одноцветная живопись
Монотипия
Диктанты творчества: разноцветная сказка
Диктанты творчества: хроматические и ахроматические цвета
Диктанты творчества: цвет и эмоции
Диктанты творчества: сближение цвета
Диктанты творчества: символика цвета
Изображение животных
Изображение птиц
Изображение людей
Итого:

0

2

2

0

1

1

0

1

1

0
0.5
0.5

1
1.5
2.5

1
2
3

0
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1
0.5
0.5
0.5
0.5
0
0.5
9

2
1.5
1.5
0.5
2.5
2.5
2.5
4.5
4
2.5
2.5
2.5
6.5
7
6.5
63

2
2
2
1
3
3
3
5
5

Тематическое планирование
1 год обучения.
Творческое задание

Знакомство с волшебными красками
Радуга -дуга
Цветовая угадайка.
Желтая сказка.
Красная сказка.

Кол-во
часов
2
2
2
2
2

«Бабочка»
«Моё лето.»
«Краски осени»
« Осенние листья, листопад»
«Чудо - дерево»

Тёплые цвета.

2

«Осень»

№

Наименование темы

1.
2.
3.
4.
5.
6.

12

123
3
3
7
7
7
72

2
2
2
3
2
2

«Подводное царство»

Тёмные цвета

2

«Вечерний город».

11.

Коричневая сказка

12.

Контраст.

13.

Выразительность цвета

2
3
2
2
2
2
2

14.

Многоголосие тёплого цвета

4

15.

Многоголосие холодного цвета

4

16.

Рисуем животных

2
2
2
2

«Краски земли»
«Деревянный дворец»»
«Сказочный букет»
«Лоскутное одеяло»
«Птица счастья»
«Птица печали»
«Портрет клоуна»
( весёлый, озорной, грустный,
серьёзный)
«Замок огня. Дворец солнца»
«Весёлый цирк»
«Дворец зимы. Чародейка зима»
«Дождь»
«Мой конь.»
13
«Северный олень»
«Больная ворона»
«Моя любимая собака»
«Котёнок»
Передать сообщение при помощи
цвета , пятна, линий.

7.

Холодные цвета

8.

Зелёная сказка

9.

Светлые цвета.
Акварель – заливка.
Гуашь – добавление белой краски.

10.

«Зашифрованные» SMS.
Жизнь цвета, линии, пятна.
2 год обучения.
1
Гуашь, три основных цвета

8

17.

«Лесная поляна»
«Весёлая гусеница»
«Небесные переливы».
«Облака»

2

«Портрет руки»

2

Цветовой спектр

2

«Цветик – семицветик"

3

Путешествие по краскам

4

Композиции – «настроения»

4

Светлая цветовая гамма.

4

«Осенний натюрморт»

5

Тёмная цветовая гамма.

4

«В гости к Бабе-Яге »

6
7

Сближенная цветовая гамма.
Тёплая гамма.

2
4

«Портрет чайника»
«Жар птица»

8

Холодная гамма.

4

Изображение и фантазия. «СОН»

9

Контраст

4

10

Характер линии.
Мазок (густота, направление, фактура).

6

Украшение и фантазия
«Фантастическое животное»
«Ветер. Ручей. Деревья. Дождь»

13

11
12

Весёлые краски.
Грустные краски.

2
2

Выражение настроения.
Выражение настроения.

13

Добрые краски.

2

Выражение настроения.

14

Злые краски.

2

Выражение настроения.

15

Звонкие краски.

2

Выражение настроения.

16

Глухие краски.

2

Выражение настроения.

17

Сближенная цветовая гамма.

4

18

Пёстрые краски.

8

Натюрморт из предметов
сближенной окраски
Декоративный натюрморт.

19

Колорит.

8

Всего:

68

«Утро, день, вечер, ночь».
Изображение одного объекта при
разном освещении.
Составить колорит времён года,
времени суток.

3 год обучения.
1
2

Жизнь цвета, линии , пятна.
Учимся у мастеров.

4
6

«Образ абстрактного человека»
Тематическая композиция на
подражание.

3

Мы «знатоки» акварели.

6

4

Мы «знатоки» гуаши.

6

По – сырому : «Осенний
вернисаж»
«Пейзаж».

5
6
7
8
9
10
11
12

Мы «знатоки» цветного карандаша.
Пастель.
Мозаика.
Витраж
Коллаж.
Гризайль (тон).
Монотипия.
Диктанты по живописи.

6
6
6
6
6
4
8
4

Свободные темы рисования

4

Всего:

72

Портрет.
«Моё окно».
«Сказка про чёрную краску»
Творческие композиции.
Живопись и поэзия.

Содержание модулей.

Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная
мозаичная чаша, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей
нас действительности – средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете
(цветоведение или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета,
использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве.
Колористка, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета, основных,
составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых
14

14

контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой
культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический
фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о
культуре цвета.
Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные
средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщение к
общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и
безобразное в жизни и в искусстве.
Живопись – искусство цвета и главным средством выразительности в живописи
является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать
эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии
холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и
настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Язык цвета младшие
школьники познают на уроках по цветоведению.
Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать
окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает
разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически,
живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает
пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты
природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.
Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку.
Как же помочь маленькому человеку научиться видеть и понимать красоту
окружающего мира и научиться передавать ее в своем творчестве?
Огромное значение имеет приобщение детей в дошкольном возрасте к живописи и
цвету, как одному из средств художественной выразительности. Общеизвестно положение
о влиянии цвета на эмоциональную сферу человека, его настроение и здоровье. Цвет
можно рассматривать как инструмент обогащения духовной сферы ребёнка. В разных
видах изобразительной деятельности дети создают образы объектов, которые вызвали их
интерес, радость, удивление, используя изобразительные навыки и умения. Передают в
предметном изображении общие признаки и некоторые характерные детали образа,
относительное сходство по форме, цвету, величине, фактуре поверхности, используя цвет,
как средство передачи предметного признака и эмоционально-нравственной
характеристики образа, а также своего отношения к образу. Если детей не обучать
изобразительной грамоте по основам цветоведения, то в дальнейшем, они начинают
понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает
разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.
Цвет на рисунках детей явление особое. Опытный художник порой недоумевает,
какой логикой руководствуется ребёнок: несколько ярких, открытых цветов он
решительно и точно соединяет на рисунке. В результате – чудо: гармоничное и
выразительное сочетание. Но ребёнок не создаст удачной, творческой работы, ему не под
силу будет работать красками осознанно, если он не освоит начальных приёмов , не
приобретёт навыка работы красками.
Невозможно почувствовать и передать образное звучание цвета, не владея
цветовой палитрой и техникой живописи.
Все дети любят рисовать, особенно маленькие. Это у них безотчетно. Это и
самовыражение, и душевная боль, радость, проблемы – всё выплёскивается на бумагу. Это
и познание сущности явлений, и создание своего собственного придуманного мира, жизнь
фантазии, воображения. Потому значение изобразительной деятельности ребёнка
универсально: это не только полезность, но и средство развития личности, его
15

15

индивидуальности, формирование творческой активности. Детство – это и период
формирования духовных способностей, воспитание души и сердца, а цвет и эмоции
человека, тесно связаны между собой.
Значение искусства в жизни человека, в особенности в детские годы, невозможно
переоценить: В эти годы закладываются основы интеллекта человека, формируются
разнообразные потребности, взгляды и идеалы.
Впервые функция света у ребёнка, возникает в возрасте 3-4 лет, когда от каракулей,
малыш переходит к изображению внешнего вида предметов Разноцветные человечки,
елочки, разные существа окрашиваются своим цветом. В этом возрасте дети не считают
обязательным, чтобы цвет на рисунке соответствовал реальной окраске предметов. Цвет
как бы отделяется от вещей и явлений и подчеркивает характер изображенного: красивый,
добрый, страшный. Эстетическая функция цвета видоизменяясь, обогащаясь, развиваясь,
надолго остаётся очень важной функцией в изобразительной деятельности детей.
Необходимо подчеркивать тягу ребёнка к эмоциональному и эстетическому значению
цвета, необходимо расширять опыт ребёнка общения с красками, если мы хотим создать
достаточно прочные основы творческой деятельности. К сожалению, многие педагоги
пренебрегают занятия живописью, то есть красками в начальном и среднем звене, отдавая
предпочтение графическим материалам: фломастерам, цветным карандашам. В результате
не формируется навык и ребёнок не может даже держать в руках кисть.
Почему некоторые дети старшего дошкольного возраста не любят рисовать?
Причины ясны: не сформирован навык. Характерной чертой является эмоциональная
неустойчивость, повышенная чувствительность, застенчивость и если что у него
получается плохо (в данном случае у него нет навыка рисования), то он этим просто не
будет заниматься. А ведь как показывает опыт, динамика развития ребенка обусловлена
воздействием на него искусства и художественно – творческой деятельности.
Дети используют цветовые стереотипы: голубое небо, зелёная трава. Если ребёнку
показать цветовой круг, объяснить систему смешения цветов, дать название оттенков, то
он может и запомнит, но действовать цветом, рисуя красками, будет по прежнему – т.е.
каждую фигуру будет раскрашивать локальным цветом , заполняя нераскрашенные места
цветными заплатками. Причина в управлении процессом рисования словесной внутренней
речи, фрагментарность и неустойчивость цветового образа. Поэтому основная задача
педагога, развивать колористические способности ещё в раннем возрасте, привитии
практических навыков в смешении красок и получении бесконечного количества оттенков
цвета. Тем свободнее будет восприятие ребёнка от цветовых стереотипов, тем труднее ему
будет удовлетворяться примитивной раскраской, тем внимательнее он будет
воспринимать мир.
Знакомство с наукой о цветоведении начинается с первой возрастной ступени
обучения на отделении раннего эстетического развития (возраст 4,5 -5 лет). Сначала
происходит общее знакомство со страной красок и Королевой Кисточкой, которая в
игровой форме знакомит детей с миром красок и цветов. Дети узнают о том, какие есть
краски и какие цвета.
Каждая краска живет в своем отдельном домике, чтобы мы могли увидеть ее цвет.
Затем, дети узнают, что краски можно смешивать, чтобы получить новые цвета.
И, наконец, дети знакомятся с теплыми и холодными цветами и применяют свои
знания в творческих работах.
Разнообразие изобразительных материалов, овладение способами работы с ними,
создание условий для детского экспериментирования, выбора сюжетов, средств, чувство
сопереживания, осознание собственных возможностей творчество дошкольников (возраст
4, 5 – 7, 8 лет) и преподавателя создают радость открытий и взаимопонимание в общении.

16

16

Теоретически и экспериментально доказано, что один ребёнок не сможет сделать
то, что сделает с грамотным педагогом. Сотрудничество с педагогом создаст такую
ситуацию, когда ребёнок «перепрыгивает» сам себя в будущее. Но очень важно тактичное
руководство творческой деятельностью детей. Где есть нажим, там нет творчества. Не
существует неспособных детей, есть неграмотные педагоги. Сочетание похвалы с точным
указанием как исправить ошибку. Даже в системе ограничения конкретного задания,
предложить свободу выбора, разновариантность завершения работы. Необходимо
уважительное, спокойное руководство изобразительной деятельностью: внимание,
сочувствие, одобрение, благожелательный интерес.
В настоящее время существует много методических находок опыта преподавания
цветоведения не только в школе, но и в студиях, в индивидуальном обучении, что задача
педагога осталась лишь в осмыслении этого опыта и в творческом преломлении в
собственной педагогической деятельности.
Выразительность рисунка во многом зависит от содержания задания, позволит ли
оно выбрать для каждого ребёнка что-то лично значимое? Замысел, источником для
которого является тема задания, складывается у младшего школьника, главным образом
не до, а по ходу рисования. Для большей художественной выразительности рисунка,
можно корректировать «включение» замысла в изобразительный процесс на любой
стадии.
Изобразительную деятельность детей, одновременно сопровождают два
психологически различных процесса:
Первый – рассудочный, который проявляется через рассказ «про себя» или вслух о
том, что он рисует. Изображение чего-нибудь, появляясь на бумаге отдельно,
сопровождается словами (название предметов, действий, состояний или переживаний).
Связь между изображениями, изобразительно не выражается. Яснее всего это
видно на рисунках малышей, где каждое изображение отделено пустотой, чистой
бумагой. Подобные изображения, схемы не выразительны в художественном плане.
Второй процесс – образный, по большей части ребёнком неосознаваемый,
проявляет себя в увлеченности ребенка игрой со средствами изображения.
Соединяемые друг с другом пятна цвета и линии, рождают сюжет. Образы
возникают одновремённо и в воображении, и на бумаге. Ребёнок играет с красками, но
игра помимо его сознания создаёт условия для зарождения выразительной и
содержательной художественной формы.
Чтобы образный процесс возобладал над рассудочным ( исключать его нельзя),
требуется содружество ученика с педагогом. Дети учатся не столько у учителя, сколько
вместе с ним. Они «проживают» каждое занятие. Общее правило – учитель берёт на себя в
руководстве художественной деятельностью ребёнка всё то, что пока физически
непосильно ребёнку, о чем сам тон без совета взрослого догадаться не может. Участие
учителя по мере взросления детей, меняет свои формы. При совместном учении
творчестве на занятиях дети не отличают свои действия от действия учителя, оставаясь в
полном убеждении, что всё что сделанное в рисунке открыто совместно. Дети
присваивают художественную культуру и изобразительное творчество совместно, но
никогда и ничего педагог не рисует за детей. Можно подсказать, указать, показать на
своей работе какое-то действие.
Одно из решений проблемы соотношения замысла и процесса изображения на
начальном этапе обучения детей состоит в создании учителем такой ситуации, при
которой ребёнок сочиняет замысел своего рисунка, начиная не со словесных рассуждений,
а самим созданных сочетаний форм и цветов. То есть занятия делятся на два этапа.
Первый этап: Дети вслед за учителем пробуют широкой кистью накладывать на
бумагу соединённые между собой пятна, цветовые сочетания. Чтобы заниматься этим
17

17

было не скучно, можно предложить детям цветную сказку, «поиграть», «побаловаться» с
пятнами. На этом этапе детям прививаются чисто практические навыки работы кистью и
красками; соотношению воды и краски в изображении, положение кисти во время
работы, технические приёмы и т.д. Когда лист будет полностью заполнен цветом, который
может служить и фоном, учитель просит детей угадать, какую картину он задумал.
Обсудив разные догадки (а в даже абсолютно одинаковых пятнах дети видят разное)
можно приступать к следующему этапу.
Второй этап: Творческий. Педагог, в зависимости от замысла и задачи занятия
может;
- продемонстрировать на своей работе двумя, тремя мазками, линиями «отгадайку»
и предложить детям отгадать, «расколдовать» свои рисунки;
- силуэты пятен «превратить» в фигуру, образ;
-цветовую среду, где одни пятна воспринимаются как фигуры, а другие как фон,
-«превратить» в картину, в узнаваемый сюжет.
На этом этапе действует (работает) так называемый метод «свободы в системе
ограничений». Хотя порой педагога может удивить самое неожиданное решение работы.
При завершении своих работ дети действуют по разному: накладывают на пятна чтонибудь конкретное, что уже не раз рисовали (домик, машину, солнце, цветы) и т.д.;
обводят пятно или группу пятен тёмной краской; придумывают детали которые
добавляют к пятнам, создавая нечто узнаваемое; строят образ отталкиваясь от зрительного
впечатления, от целого к частям; отзываются на эмоциональную выразительность
сочетаний цвета и динамические особенности пятен. Любой из этих способов завершения,
для развития воображения результативен, хотя последние способы свидетельствуют о
более высоком уровне развитости воображения.
Обсуждение законченных рисунков детей на занятиях проводится регулярно. Оно
преследует ряд целей: понимание и оценивание художественных достоинств других
детей, и свой взгляд на свою работу со стороны, возможность разных решений по одному
замыслу. Ошибки и неудачи не обсуждаются, они ничему детей не научат. Педагог
должен руководить этими обсуждениями, направлять, расставлять акценты, самому
высказываться так, чтобы его слова звучали как итог общего обсуждения, а не
единоличное авторитарное мнение.

3. Организационный раздел
3.1. Кадровые условия.
Программу реализует педагог дополнительного образования Васечкина
ЯЧна Владимровна.
Образование: высшее , Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный горный университет», специальность
071504.65
Художественное
проектирование
ювелирных
изделий,
квалификация – художник-стилист
Стаж педагогической работы – 10

18

18

3.2. Материально-технические условия.
Наглядно-методическое обеспечение.
Для организации занятий нужны специально оформленные и оборудованные места в
каждой группе. Для оформления стен используются работающие стенды следующих
направлений:
где работают художники; виды и жанры искусства; наш вернисаж; богатства земли
Русской; техника безопасности; как прекрасен этот мир; информация. Стенды должны
быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.
Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где
систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об
авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих
учащихся.
Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме,
в виде наглядных, веселых шаржей.
Из оборудования для занятий необходимо иметь посуду для воды, палитры;
достаточный обтирочный материал; доску школьную или школьный мольберт с
магнитной (для выставки наглядности) и с поверхностью для работы мелом; мел
школьный белый, мел цветной.
Очень важно иметь мольберты для детей. В работе также необходимы палитры для
акварели и темперы, гуаши.
Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько
видов драпировки, осветительную лампу на штативе.
Группы для занятий необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации
слайдов, диафильмов, презентаций. Желательно наличие компьютера и серии дисков о
шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе;
магнитофона с красивой музыкой на дисках.
В процессе занятий по данной программе педагог становится, с одной стороны,
соавтором, а с другой организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути
и методы реализации творческого замысла.
Основная форма общения – диалог. В области практической творческой
деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий,
приёмов для воплощения замыслов.
Ребёнку обеспечивается возможность для максимального проявления творческой
воли и активности на всех уровнях и в любой временной точке занятий.

Приложение №1:

19

19

Методические рекомендации по реализации Программы
Опытный художник обычно уже не замечает, как сложны, богаты, разнообразны
сочетания цветов. Он уверенно управляет цветовым потоком палитры, создавая
выразительный колористический образ картины. Но начинающему заниматься живописью
ребёнку, рождение оттенков при смешении красок даётся с трудом. Детям в возрасте 5-8
лет необходимо облегчить и сделать как можно более увлекательным период первого
знакомства с красочными материалами. Для малышей особенно важно развитие зрения,
моторики рук, координации, а занятия изобразительной деятельностью не просто
способствует развитию этих функций, но и связывают их между собой, помогают ребёнку
упорядочить свои знания окружающем его мире. Задача педагога превратить
практические задания в источник радости, учить фантазировать, мыслить смело и
свободно.
Многие специальные задания, в том числе и игровые,
давно придуманы
изобретательными педагогами, но до сих пор не находят широкого применения.
Многие задания рождаются в процессе изучения основ живописи.
1.
ЦВЕТОВАЯ «УГАДАЙКА».
В этой игре используется основной набор красок.
Педагог, тайно от детей, смешивает две краски из набора. Дети должны угадать- из
каких красок составлен цвет, а потом получить такую же смесь. Когда условия игры
станут слишком мягкими для детей, можно перейти к смешению уже не двух, а трёх
красок. Это задание можно использовать на первом, практическом этапе создании работы.
2.
«СОРЕВНОВАНИЕ».
Кто из детей найдёт как можно больше оттенков одного цвета.
Это задание требует небольшой предварительной беседы. Нужно обратить внимание
детей на то, что количество названия цветов , которыми мы пользуемся в речи,
недостаточно. В природе существует великое множество цветовых оттенков. Можно
предложить найти ряд предметов одного цвета, но отличительными по оттенку. Дети
пусть попытаются определить словесно, в чем состоят эти отличия, а затем предложить на
палитре (бумаге) составить эти оттенки.
Это задание можно давать в разнообразных формах: заполнить фон, контуры фигур,
клеток и т.п. По завершении работы – подвести итог «соревнования» кто сумел найти
большее количество оттенков. Но действительно ли все они «зелёные» или «красные»,
или некоторые оттенки «перешагнули» в другой цвет?
В обучении детей основам живописи, кроме задач освоения её техники, приёмов
работы, знакомства с выразительными средствами, есть и другая сторона, относящаяся к
эмоционально-образному изучению возможностей цвета.
Воздействие цвета на мыслительную, эмоциональную, чувственную сферу детей,
огромно. Густота, яркость, пластичность гуашевых красок, лёгкость и прозрачность
акварели не оставляют равнодушных детей. Учет этого фактора позволяет педагогу
использовать живописные материалы для целенаправленной работы по «образному»
развитию образного восприятия цвета.
Желание детей выражать образы своих чувств с его помощью, а также находить в
сочетаниях те или иные ассоциативные связи, становятся предпосылкой к проявлению
нестандартного взгляда на мир, удерживанию такого состояния, при котором восприятие
цветовых пятен, их сочетаний, фактуры, находит отклик в душе. Учитывая эти
обстоятельства, можно предположить, что творчество может быть рассмотрено не только
как создание художественного произведения, но и как, своего рода, состояние, влияющее
на мотивацию жизнедеятельности детей. Любая учебно-художественная задача,
20

20

накладываемая на творческое состояние, представляет собой мощный толчок к
саморазвитию личности.
Обучение тогда хорошо, « …когда оно идёт впереди развития. Тогда оно пробуждает
и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания…»
Л.Выготский.
Чем раньше педагог начнёт воспитывать у будущего художника максимальную
чуткость к тому, какие чувства, настроения способны выразить цвета, их градации,
взаимопереходы, сочетания, тем лучше. Ведь маленький ребёнок эмоционально отзывчив
на чувственные впечатления вообще и на цветовые в частности. Надо лишь найти язык и
форму занятий, соответствующие возрасту учеников.
3.
Задание «ХАРАКТЕР ЦВЕТА»,
Всё имеет в жизни цвет,
И явление, и предмет,
Звучность цвета – зной, тепло,
Вам почувствовать дано.
Педагог называет слова обозначающие предметы, явления, состояния. В руках у
детей цветовой спектр. Дети показывают - с каким цветом можно их сравнить:
помидор
мороз
лист
море
нежность
плачь
лето
обида
мама
грусть
добро
шторм
солнце
ночь
сон
зло
утро
подарок
беспокойство
веселье
иней
компот
ласковый
Дети указывают на те или иные цвета. В одних случаях мнение единодушно, в
других – нет. Неважно. На этом этапе важно, чтобы дети начали устанавливать
осознанную связь между миром цветов и миром собственных чувств, эмоций ,
настроений. Это задание можно подкрепить практическими упражнениями: включить
посредине палитры 2-3 цвета – справа белый, слева – черный. Смешивая цвета обсуждать,
как меняется характер, настроение. Цвет становится более тихим, ласковым, мрачным,
строгим, таинственным. Речь должна идти о цвете, как носителе определённого характера,
чувства.
Задание можно сделать более конкретным: синий цвет – тревожным, успокоить
оранжевый. Для фантазии педагога и детей такой подход к изучению цвета, открывает
неограниченный простор. Педагогу надо лишь помнить , что язык цвета неоднозначен.
Направляя ход обсуждений, нельзя навязывать ребёнку какую-то определённую оценку
характера того или иного цвета или цветового сочетания. Выполняя такие или подобные
задания, дети попутно осваивают технологию смешения цветов, её сложные законы.
Причем все это будет происходить непроизвольно, в процессе деятельности, в
направленной на другую, увлекательную цель ( угадывание и изменение настроения
цвета). А главное – ребёнок не будет видеть в цвете лишь внешний признак предмета. Он
сможет почувствовать нераздельность цвета и настроения. Это поможет ему в дальнейшей
работе над созданием выразительных, колористических решений.
Используя цветные подмалёвки, которые появляются в результате подобных
упражнений, можно предложить детям завершить композицию, определив тему самому
или предложить выбрать тему композиции самому ребёнку.
Темы можно сформулировать: «счастливый сад», «грозные горы», «тревожное
небо», «радостный праздник», «сонное утро», «таинственный лес» и т.д.
21

21

4.
На более высоком этапе творческого постижения образного языка цвета,
детям предлагается более сложные задания, на ассоциации и обсуждение: «радость»,
«страх», «настроение», «запахи леса», «сквозь слёзы» и т.д.
Работа над рисунком всегда ведется сразу кистью, без предварительного рисунка
простым карандашом. Это снимает зажим, боязнь «выйти за контур», воспитывает
чувство материала. Гуашь, акварель, уголь – каждый материал требует особого
обращения, имеют свои свойства, создаёт разные образы, выражают и передают гамму
особых чувств. Это значит, что они не в одинаковой степени подходят для воплощения
разных замыслов. Акварель легка и прозрачна, нежна, но технически – сложна для
маленьких детей.
Гуашь – наиболее подходящий материал ; не растекается ( при желании можно
работу исправить, наложив один цвет на другой), яркость красок, пастозность. Можно
использовать цветной фон.
Очень важным пробудить у детей чуткость и интерес к возможностям разных
материалов и техник, т.к. это расширяет творческий диапазон. Поэтому, хотя гуашь –
основной материал, дети овладевают секретами акварели, пастели, угля, сангины,
аппликации, разнообразных техник: заливка, мазок и его характер, монотипия, набрызг,
работа пальцем вместо кисточки, использованием «волшебных» предметов – кусочков
парафина и т.д. Очень эффектно совмещение разнообразных материалов, в зависимости от
замысла. Постепенно дети научатся вести, своего рода, диалог с материалом: вникать в
его свойства, использовать их по выбору в своих работах, а в ряде случаев, сами свойства
подскажут юным художникам интересные творческие замыслы.
На занятиях должен широко использоваться также зрительный и музыкальный ряд.
Восприятие художественных произведений через показ слайдов , репродукций –
специально организовываются. Важно, чтобы ребёнок научился испытывать
непосредственное эмоциональное воздействие произведения, от его цветового строя,
композиции. Разнообразный зрительный ряд, методические пособия будят воображение
детей, помогают создавать собственные неожиданные решения, порой совмещая
несовместимое. Музыкальный ряд, создаёт настроение, устанавливает темы работы.
Педагог, развивая образное воображение, рассказывает, что художник, с помощью красок,
а композитор и музыкант, с помощью звуков, могут рисовать одни и те же картины,
передавать одно и то же настроение. Рассматривая репродукции пейзажей разных времён
года, прослушивая мелодии из цикла «Времена года» определяют созвучие по настроению
произведения.
Для знакомства с жанрами живописи можно предложить детям зрительный ряд с
репродукциями картин различных жанров, самостоятельно определить жанры: пейзаж,
портрет, натюрморт, прослушав песню Г. Гладкова на слова поэта А. Кушнера « О
картинах».
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш –
Обязательно картина
Называется – пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
22

22

Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто - нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька – твой сосед.
Обязательно картина
Называется – портрет.
Для знакомства с новым произведением создавая игровые ситуации с детьми, можно
применять следующие ситуации:
1. «В музее осени»
В группу пришло письмо от «Осени», которая приглашает посетить музей её картин (2-3
репродукции). В письме «Осень» даёт словесное описание картин, название и автора.
Дети самостоятельно отыскивают, определяют о какой же картине идёт речь.
2. «Из музея похищена картина».
Педагог (музейный смотритель), даёт её словесное описание, а дети (сыщики),
определяют из нескольких репродукций, похищенное полотно.

Приложение №2:
Литература
1. Беда Г.В. “Основы изобразительной грамоты” М., 1989.
2. Компанцева Л.В. “Поэтический образ природы в детском рисунке” – М., 1985 г.
3. Маслов Н.Я. “Пленэр” – М., 1989 г.
4. Неменский Б.М. “Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания” – М.,
1987 г.
5. Одноралов Н.В. “Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном
искусстве” М., 1983 г.
6. “Основы декоративного искусства в школе”. Под ред. Б.В. Нешумова,
Е.Д.Щедрина. – М., 1981 г.
7. Полуянов Ю.А. “Дети рисуют” Москва “Педагогика” 1988 г.
8. “Программно–методические материалы. Изобразительное искусство”.
Сост. В.С.Кузин.
9. “Программы дополнительного художественного образования детей” Москва
“Просвещение” 2009 год.
10. “Рисунок. Живопись. Композиция” хрестоматия “Просвещение” 1989.
11. Сокольникова Н.М. “Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе”. – М., 1999 г.
12. Сокольникова Н.М. “Основы живописи”. Обнинск. 1996 г.
13. Сокольникова Н.М. “Основы композиции”. Обнинск, 1996 г.
23

23

14.
15.
16.
17.

Сокольникова Н.М. “Основы рисунка”. Обнинск, 1996 г.
Стасевич В.Н. “Пейзаж: картина и действительность”. М., 1978 г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983 г
Шитов Л.А. “Живопись” М., 1995.

24

24

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».