Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 125 (МАДОУ детский сад № 125)
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА:
на педагогическом совете
Заведующий
Протокол № 1 от «30» августа 2022г. МАДОУ детский сад № 125
Н.В. Малышева
Приказ №95а от «01» сентября 2022г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«Технолаборатория»
Возраст обучающихся 5-8 лет.
Срок реализации программы: 2 года
Составители: Смык Маргарита Сергеевна
– педагог дополнительного образования,
Косарева Ирина Афонасьевна – педагог
дополнительного образования
Турскова Любовь Александровна –
заместитель заведующего по воспитательнометодической работе.
г. Екатеринбург
2022 год
1
Содержание
Содержание ................................................................................................................................................. 2
1. Целевой раздел ........................................................................................................................................ 3
1.1. Актуальность ..................................................................................................................................... 3
1.2. Возрастные особенности воспитанников дошкольного возраста .............................. 4
1.3. Режим , формы, методы работы. .................................................................................................... 5
1.4. Цель, задачи, принципы общеразвивающей программы. ........................................................... 5
1.5. Целевые ориентиры дополнительной образовательной программы ......................................... 8
2. Содержательный раздел ......................................................................................................................10
2.1. Содержание образовательной деятельности и организация детского
конструирования ...................................................................................................................... 12
2.2.Вариативные формы, методы и способы организации конструирования дошкольников 14
2.3. Взаимодействие с родителями – участниками образовательных отношений .........................15
2.4. Учебный тематический план .........................................................................................................15
2.5. Планируемые результаты. .............................................................................................................22
3. Организационный раздел.....................................................................................................................22
3.1. Особенности развивающей предметно-пространственной среды ...........................................22
3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания.................................. 23
3.3. Материально – техническое обеспечение дополнительной образовательное программы ...23
3.4. Кадровое обеспечение ..................................................................................................................23
3.5.Оценочные материалы ...................................................................................................................24
Список, используемой литературы ..........................................................................................................25
2
1. Целевой раздел
1.1. Актуальность
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы –техническая.
Актуальность. Дети всего мира могут общаться на одном языке - языке игры. Игра
помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети
развивают свои естественные задатки воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект,
общение и др. Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр
безопасные и прочные вещи, и лего-конструкторы дают им возможность для
экспериментирования и самовыражения. Лего развивает детское творчество, поощряет к
созданию разных вещей из стандартных наборов элементов - настолько разных, насколько
далеко может зайти детское воображение. Детскими психологами доказано, что если в
жизни ребенка не присутствует образная игра - он начинает неадекватно воспринимать
окружающий мир. Лего-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и
играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов лего, можно собирать
практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. В
отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику
ребенка, игрушками-лего дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают
новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Лего-конструкторы появились на
свет уже более 50 лет назад. Поэтому может возникнуть вопрос: «Смогут ли они все также
заинтересовать современного ребенка, который идет в ногу со временем и увлекается
компьютерными играми?» Естественно, что существует огромная разница между
строительными кубиками и широчайшим выбором компьютерных программ и игр. Эти два
вида деятельности довольно-таки тесно связаны между собой, даже в каком-то смысле
могут дополнять друг друга. Замечено, что большинство детей, которые собирают или
когда-либо собирали лего-конструкторы, гораздо легче разбираются в той или иной
компьютерной игре или программе. Это объясняется тем, что в процессе конструирования
они уже сталкивались с множеством отдельных деталей и компонентов и имеют
представление о том, как собрать сложную конструкцию из составных частей. Это и есть
один из важных факторов, необходимых для освоения компьютера. Лего-конструкторы
имеют особое значение в жизни детей. Благодаря огромному разнообразию строительных
материалов дети максимально активны во время игры.
В дополнительной образовательной программе:
- определены основные принципы, цели и задачи образовательной деятельности с
детьми дошкольного возраста, с учетом индивидуальных особенностей и интересов
современного ребенка;
- представлено содержание программы, направленное на обеспечение развития личности
современного ребенка, его инициативности, самостоятельности, наблюдательности,
любознательности, находчивости и умение работать в коллективе;
- описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации
дополнительной образовательной программы;
- определены планируемые результаты освоения ребенком образовательной
программы как целевые ориентиры;
3
- определены подходы к организации интерактивной предметно-развивающей среды,
способствующей развитию и саморазвитию ребенка дошкольного возраста;
- определены требования, предъявляемые к кадровым условия реализации
дополнительной образовательной программы.
1.2. Возрастные особенности воспитанников дошкольного возраста
Воспитанники 6 года жизни
Физическое развитие
В 5 лет дети лучше управляют своими руками и способны выполнять тонкие и
сложные движения пальцами. Они уже четко понимают, что им интересно, и любят творить
и конструировать. И хотя до серьезных результатов еще далеко, творческая деятельность
важна сама о себе. Поэтому на занятиях используются материалы, с которыми дети могли
бы экспериментировать.
Развитие мышления
Дети в этом возрасте с удовольствием решают разные задачи, что помогает развитию
творческого мышления и стимулирует желание учиться. У пятилетних детей активное
воображение, и учебные материалы должны давать им простор. Но в то же время ребенок
должен быть уверен в том, что всегда может получить помощь от родителей и взрослых.
Что касается развития речи, это период, когда мысли у детей постоянно перескакивают с
одной темы на другую, и им необходимо выговориться. Создайте такие условия, чтобы они
могли свободно обсуждать происходящее и рассказывать друзьям о том, что они делали и
что из этого вышло.
Развитие социальных навыков
Играя и занимаясь со сверстниками, ребенок начинает выражать свои мысли с
помощью слов, а не через действия. Особенно важны ролевые игры - дети с удовольствием
играют в «настоящую жизнь», которая становится для них интереснее. Они переносят в
игру свои представления о мире взрослых. В этом возрасте очень важно общение детей
между собой, нужны совместные игры и выполнение групповых заданий.
Развитие творческих способностей
Пятилетним детям нравится чувствовать себя большими и умеющими что-то делать.
Им интересно решать трудные задачи, особенно соревнуясь с другими детьми.
Воспитанники 7 года жизни
Физическое развитие
Модели приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая
гамма. Более явными становятся различия между работами мальчиков и девочек. Мальчики
охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно используют
женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты:
мама и дочка, комната и т.д. Модель человека становится еще более детализированным и
пропорциональным.
Развитие мышления
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений
затруднено.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В
некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
Усложняется конструирование из разного типа конструктора и материала.
Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу,
которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Развитие социальных навыков
4
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают
осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные
ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл,
который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем
может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.
При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому
пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Исполнение роли
акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта
роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует
пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД.
Развитие творческих способностей
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать
снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это
можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного
и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.3. Режим ,формы, методы работы.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, в соответствии с нормами
СанПИН. Продолжительность занятий соответствует возрасту детей.
Формы организации детей: подгрупповая.
Основные методы работы:
-словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
-наглядные (демонстрация),
-репродуктивные (применение полученных знаний на практике),
-практические (конструирование),
-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).
Основные приёмы работы:
-беседа,
-ролевая игра,
-познавательная игра,
-задание по образцу (с использованием инструкции),
-творческое задание,
- работа со схемами,
- проект.
1.4. Цель, задачи, принципы общеразвивающей программы.
Цель: Развитие творческого потенциала личности ребенка, через обучение элементарным
основам конструирования и моделирования.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять и развивать навыки конструирования по образцу, условию и замыслу;
- обогащать и активизировать словарь, совершенствовать монологическую речь (умение
составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать цепочку
логического и последовательного повествования и др.;
- формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе
различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема;
информационно-коммуникативных);
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и
развитие умственных способностей.
5
Развивающие:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;
- развивать творческие способности и логическое мышление детей;
- развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
- развивать умения творчески подходить к решению задачи и излагать мысли в четкой
логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Воспитательные:
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться,
выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить
начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- развивать коммуникативную компетентность старших дошкольников на основе
организации совместной продуктивной деятельности (умение работать над проектом в
команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного
общения и коллективного творчества).
Принципы организации образовательного процесса:
принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и
психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие
творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на
организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;
• принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурноисторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик,
непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;
• принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на
стимулирование
и
поддержку
эмоционального,
духовно-нравственного
и
интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления
самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах
деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения
предметных задач. Принцип развития предполагает создание условий для свободного
общения детей, направленного на размышления о своих переживаниях, эмоциональных
проявлениях; в результате самоанализа ребенком дается оценка своим эмоциональным
реакциям;
• принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования,
форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого
ребенка и учета социальной ситуации его развития;
• принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и
осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок,
наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему
хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником»
(то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно
сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то
создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания,
самовыражения, самостоятельной деятельности.
В дополнительной образовательной программе учитывается тот факт, что
сегодняшние дети существенно отличаются по своим интеллектуальным и
психоэмоциональным характеристикам. Современные дошкольники – другие, они дети
информационного века, цифровых технологий, у них другие способы общения и мышления,
что нашло отражение в определении задач и содержания образования.
6
При реализации программы педагог учитывает:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных
категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребёнком дополнительной образовательной программы на
разных этапах её реализации.
.
7
1.5. Целевые ориентиры дополнительной образовательной программы
Старшая группа
Подготовительная группа
1. Ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность
расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых
знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать
разнообразные источники получения информации для удовлетворения
интересов, получения знаний и содержательного общения.
2. Ребёнок проявляет интерес к процессу конструирования
3. Развито умение различать и называть детали лего-конструктора.
4. Ребёнок знает новые детали конструктора лего-Дакта, умеет сравнить его с
лего- Дупло.
5. У ребёнка развита наблюдательность,
имеет представление о форме предметов и их частей, их пространственном
расположении, относительной величине, различии и сходстве.
6. Развита способность
возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец.
7. Развита способность
работать с мелкими деталями
8. Развита способность
сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей.
9. Развита способность
работать вместе, самостоятельно распределять обязанности; не мешая друг
другу, создавать коллективные постройки.
10. Развита способность
рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки;
выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их
по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по
форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение
проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать
этапы создания постройки.
11. Развита способность
мысленно изменять пространственное положение конструируемого
объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут
после изменения.
12. Развито умение
1. Ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в
рамках адекватной возрасту деятельности, к самостоятельному поиску
разных способов решения одной и той же задачи; способностью выйти
за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее
преобразования создать новый, оригинальный продукт.
2. Ребёнок проявляет интерес к процессу конструирования.
3. Ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи
взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и
средства реализации собственного замысла.
4. Ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту
окружающего мира (людей, природы), искусства, литературного
народного, музыкального творчества;
5. Ребёнок умеет выделять при рассматривании схем, иллюстраций,
фотографий как общие, так и индивидуальные признаки, выделять
основные части предмета и определять их форму.
6. Развита способность
соблюдать симметрию и пропорции в частях построек, определять их
на глаз и подбирать соответствующий материал.
7. Ребёнок умеет представлять, какой будет их постройка, какие детали
лучше использовать для её создания и в какой последовательности
надо действовать.
8. Развито умение анализировать условия функционирования будущей
конструкции, устанавливать последовательность и на основе этого
создавать образ объекта.
9. Ребёнок умеет сооружать по замыслу, по фотографии, по схеме, по
заданным условиям сложные и разнообразные постройки с
архитектурными подробностями.
10. Имеет представление, что такое алгоритм, ритм, ритмический рисунок,
множество, симметрия.
11. Ребёнок умеет размещать постройку на плате, сооружать коллективные
постройки.
12. Ребёнок умеет передавать характерные черты сказочных героев
средствами конструктора лего-Дупло, лего-Дакта.
8
13.
14.
15.
16.
17.
13. Ребёнок умеет создавать движущиеся конструкции, находить простые
технические решения.
14. Ребёнок владеет разнообразными вариантами скрепления легоэлементов между собой.
15. Ребёнок умеет рассказывать о своей постройке.
16. Развито воображение и творчество, умение использовать свои
конструкции в игре.
17. Ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно
расположен к людям, способен участвовать в общих делах, совместных
действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми; способен
понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные
способы поведения в социальной ситуации и уметь преобразовывать ее
с целью оптимизации общения с окружающими.
18. Ребенок признает здоровье как наиважнейшую ценность человеческого
бытия, проявляет готовность заботиться о своем здоровье и здоровье
окружающих, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности,
самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с
поддержанием, укреплением и сохранением здоровья в рамках
адекватной возрасту жизнедеятельности и общении.
конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры.
Имеет представление, что такое алгоритм, ритм, ритмический рисунок,
множество, симметрия.
Развито умение
конструировать по замыслу, самостоятельно отбирать тему, отбирать
материал и способ конструирования.
Умеет передавать характерные черты сказочных героев средствами
конструктора лего- Дупло (лего-Дакта)
Имеет представление об архитектуре, кто такие архитекторы, чем
занимаются.
Ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно
расположен к людям, способен участвовать в общих делах, совместных
действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми; способен
понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные
способы поведения в социальной ситуации и уметь преобразовывать ее с
целью оптимизации общения с окружающими.
9
2. Содержательный раздел
Реализация целей дополнительной образовательной общеразвивающей программы
осуществляется через:
- введение нового материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода от
более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому;
- формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города
Екатеринбурга, Свердловской области;
- создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности,
повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг;
- осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе, т.е.
выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства,
представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление
поделок, сочинение загадок, конструирование);
- создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и
детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка, предоставляющей детям
возможность проявить свое творчество;
- разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми:
детско-взрослые проекты (дети – родители - педагоги) как формы работы с детьми по
освоению содержания образования в соответствии с задачами и тем комплексно-тематического
планирования образовательного процесса;
выставки, мини-выставки, экскурсии, детское портфолио, акции (природоохранные,
социальные) и т.д.;
клубные формы работы с родителями и детьми;
формы партнерского сотрудничества с социальными институтами (школа, библиотека,
поликлиника, музей, планетарий, ботанический сад, станция юннатов, станция юных техников, дом
культуры, театр, филармония, дом фольклора, зоопарк, дендрарий, спортивный комплекс, стадион,
ГИБДД, пожарная часть, МЧС и др.): экскурсии, целевые прогулки, гостевание, культурно-досуговая
деятельность, совместные акции, проекты (на основе договора о сотрудничестве, плана совместной
образовательной деятельности), конкурсы, фестивали, соревнования, дни здоровья.
Содержание отбирается в соответствии с потребностями и интересами участников
образовательных отношений, что позволяет удовлетворить разнообразные образовательные
потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, реализовать
развивающий потенциал образования.
Важная роль в развитии интереса дошкольников к конструированию принадлежит не только
педагогу, но и родителям. Взрослым необходимо вместе с ребенком обсуждать доступные, для его
понимания, конструкции связанные с событиями, происходящие в семье, детском саду, городе, крае,
поддерживать интерес ребенка к историческим событиям, открытиям в технике, жизни армии и
флота, особенностям традиций разных народов, знакомить с разнообразием природного мира.
Реализация содержания дополнительной образовательной общеразвивающей программы
направлена на формирование и развитие у ребенка разных интересов, отвечающих его потребностям,
предоставляет возможность свободного выбора форм деятельности, способствует накоплению опыта
социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
10
Поэтому образовательный процесс осуществляется в двух основных организационных
моделях, включающих совместную деятельность взрослого и ребенка и самостоятельную
деятельность детей.
Сотворчество детей и взрослых может быть организовано через участие в различных
творческих мероприятиях, тематических праздниках, конкурсах, выставках поделок и т.д. Кроме
того, у детей появляется возможность воплощения своих идей по преобразованию, украшению, улучшению ближайшего окружения (придумывание вариантов дизайна мест ближайшего окружения;
проектирование новых зданий, сооружений, памятников; создание сказок, рассказов и т.д.).
11
2.1. Содержание образовательной деятельности и организация детского конструирования
Старшая группа
1. Развивать интерес к конструктивной деятельности.
2. Развивать умение детей различать и называть деталях легоконструктора.
3. Познакомить детей с конструктором лего-Дакта, его деталями.
Сравнить его с лего- Дупло.
4. Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме
предметов и их частей, их пространственном расположении,
относительной величине, различии и сходстве.
5. Развивать способности возводить конструкцию по чертежам без
опоры на образец.
6. Развивать способности учить работать с мелкими деталями
7. Развивать способности сооружать красивые постройки, опираясь на
впечатления от рисунков, фотографий, чертежей.
8. Развивать способности работать вместе, самостоятельно
распределять обязанности; не мешая друг другу, создавать
коллективные постройки.
9. Развивать способности детей рассматривать предметы и образцы,
анализировать готовые постройки; выделять в разных конструкциях
существенные признаки, группировать их по сходству основных
признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру
зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять
творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы
создания постройки.
10. Развивать умение мысленно, изменять пространственное положение
конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять какое
положение они займут после изменения.
11. Развивать умение анализировать условия функционирования
будущей конструкции, устанавливать последовательность и на
основе этого создавать образ объекта.
12. Понятием множество и что такое симметрия.
13. Развивать умение работать в паре.
12
Подготовительная группа
1. Развивать интерес к конструктивной деятельности.
2. Продолжать учить выделять при рассматривании схем,
иллюстраций, фотографий как общие, так и
индивидуальные признаки, выделять основные части
предмета и определять их форму.
3. Развивать способности соблюдать симметрию и
пропорции в частях построек, определять их на глаз и
подбирать соответствующий материал.
4. Представлять, какой будет их постройка, какие детали
лучше использовать для её создания и в какой
последовательности надо действовать.
5. Дать возможность работать в коллективе, сооружать
коллективные постройки.
6. Продолжать знакомство детей с архитектурой и работой
архитекторов.
7. Сооружать постройку по замыслу.
8. Сооружать постройки по фотографии, схеме.
9. Сооружать постройки по заданным условиям сложные и
разнообразные постройки с архитектурными
подробностями.
10. Учить устанавливать зависимость между формой
предмета и его назначением.
11. Закреплять знания детей о понятии алгоритм, ритм,
ритмический рисунок.
12. Развивать умение детей работать в паре.
13. Продолжать учить детей размещать постройку на плате,
сооружать коллективные постройки.
14. Передавать характерные черты сказочных героев
средствами конструктора лего-Дупло, лего-Дакта.
15. Мысленно, изменять пространственное положение
объекта, его частей.
14. Передавать характерные черты сказочных героев средствами
конструктора лего - Дупло (Дакта)
15. Развивать конструктивное воображение, мышление, память,
внимание.
16. Создавать движущиеся конструкции, находить простые
технические решения.
17. Разнообразные варианты скрепления лего-элементов
между собой.
18. Рассказывать о своей постройке.
19. Развивать воображение и творчество, умение
использовать свои конструкции в игре.
20. Конструировать по схеме, предложенной взрослым и
строить схему будущей конструкции.
21. Конструировать по условиям задаваемым взрослым,
сюжетом игры.
22. Способствовать пониманию детей, что такое алгоритм,
ритм, ритмический рисунок.
23. Условное обозначение алгоритм – записью.
24. Конструировать по замыслу, самостоятельно отбирать
тему, отбирать материал и способ конструирования.
25. Размещать постройку на плате, сооружать коллективные
постройки.
26. Представление об архитектуре, кто такие архитекторы,
чем занимаются.
13
2.2. Вариативные формы, методы и способы организации конструирования
дошкольников
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается
ребенок, исследователями (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Ф.
Фребель и др.) были предложены различные формы организации детского конструирования.
1. Конструирование по образцу.
Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного
материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения
обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование
по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где
можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности
творческого характера.
2. Конструирование по модели.
Детям в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее
элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала.
Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка
таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство активизации их мышления.
Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям
Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия,
по которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое
ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят
проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого
конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа
строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации
обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала
воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает
возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого
обучения у детей формируются мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу.
Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их
самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма - не средство
обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать
знания и умения, полученные ранее.
6. Конструирование по теме.
Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных
построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в
практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель
конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.
14
2.3. Взаимодействие с родителями – участниками образовательных отношений
Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или
общественное воспитание. Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития
личности ребенка невозможно отказываться от семейного воспитания, равно как и семья не может
воспитать ребенка изолированно от других воспитательных институтов. Все они призваны
содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить
свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый
из них обладает теми или иными преимуществами.
Дошкольные образовательные учреждения ориентированы на помощь семье в формировании
социально компетентной личности дошкольника, способной решать проблемные задачи (адекватные
его возможностям), активно взаимодействующей с окружающими людьми. Создание в дошкольном
учреждении коллектива единомышленников: родителей и педагогов, ориентированных на личностный
рост ребенка, — позволяет успешно решать детские проблемы и с оптимизмом готовиться к
будущим достижениям выпускника ДОУ в школе.
Вызвать интерес родителей к познанию самих себя и детей, поддержать в развитии
социально-культурной компетентности в области воспитания, предотвратить возможные
конфликтные ситуации в семье — одна из задач данной программы.
Данный раздел программы может быть реализован полностью или парциально, по
согласованию педагогов дошкольного учреждения с семьей на занятиях для родителей, заседаниях
семейных групп, консультациях специалистов.
2.4. Учебный тематический план
Старшая группа
Образовательная деятельность проводится два раза в неделю по 25 мин по подгруппам (по 8 детей)
во второй половине дня по расписанию работы лего-кабинета.
В начале года дети закрепляют знания и умения, приобретенные в средней группе. В старшей
группе дети выполняют коллективные постройки (по 2-3 ребенка в подгруппе), педагог поощряет
стремление детей к совместной игре, помогая в объединении построек в общий сюжет.
По замыслу детей выбирается тема будущей постройки, намечается цель деятельности, даётся
общее описание будущего продукта, осваивается план разработки замысла, сравнивается полученная
постройка с задуманной. Анализируют коллективную постройку по плану, отводится время для
обыгрывания построек.
Распределение образовательной деятельности на год
№
п/п
Формы организации
конструирования
дошкольников
1. конструирование по образцу
(7);
2. преобразование образца по
условиям (4);
3. конструирование по замыслу
(26).
старшая группа
Кол-во занятий
7
Из них:
3 - теория
4 – практика
4
Из них:
1-Теория
2 - практика
1- показательное
26
Из них:
10 – теория
15
Время, мин.
Итого, мин.
25
175
25
100
25
650
15 – практика
1 - показательное
4. Конструирование по модели 26
(26)
Из них:
10 – теория
15 – практика
1 - показательное
5. Конструирование по
7
Из них:
чертежам и схемам
2 - теория
(7)
4 – практика
1-показательное
6. Конструирование по теме
4
(4)
Из них:
1-Теория
2 - практика
1- показательное
Итого за год: 74
25
650
25
175
25
100
-
1050
Подготовительная группа
Образовательная деятельность проводится подгруппами по 8 детей во второй половине дня по
расписанию, один раз в неделю по 30 минут. В начале года дети закрепляют знания и умения,
приобретенные в старшей группе. С этой целью весь сентябрь проводятся близкие по тематике
задания предыдущего года, но в усложненном варианте.
Проект дает ребенку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить
самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с
другом, учатся уважать мнения и работу других.
Распределение образовательной деятельности на год
№ п/п
Формы организации
конструирования
дошкольников
Подготовительная группа
Кол-во
1.
конструирование по образцу (5);
2.
преобразование образца по
условиям (4);
3.
конструирование по замыслу
(28).
5
Из них:
1 - теория
4 – практика
4
Из них:
1 - теория
2 – практика
1- показательное
28
Из них:
10 - теория
27– практика
1-показательное
16
Время,
мин.
Итого, мин.
30
150
30
120
30
840
4.
5.
6.
Конструирование по модели
(28)
28
Из них:
10 – теория
17 – практика
1 - показательное
Конструирование по чертежам и 5
Из них:
схемам
1 - теория
(5)
3 – практика
1-показательное
Конструирование по теме
4
(4)
Из них:
1-Теория
2 - практика
1- показательное
Итого за год: 74
30
840
30
150
30
120
-
2220
Программа рассчитана на детей старшей – подготовительной группы (5-7 лет), в
период с сентября по май.
Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность одного занятия
составляет 25 – 30 минут.
Содержание программы
Октябрь
М
ес
яц
Тема
Цель/задачи
Форма организации
1 неделя
«В гостях у
ЛЕГО»
- Повторение правил поведения в
легокабинете. Техника безопасности;
-Закрепление названий деталей,
-Д/и «Разложи детали по местам»
Цель: закреплять название деталей
конструктора LEGO;
-Д/и «Таинственный мешочек»
Цель: учить отгадывать детали
конструктора на ощупь.
-Закреплять полученные навыки;
-Учить заранее, обдумывать содержание
будущей постройки;
- Учить работать в парах создавая единый
проект;
- Развивать творческую инициативность
- Познакомить с пластинамиоснованиями, с плоскими LEGOдеталями, разделителем LEGO- деталей,
- Закреплять умение работать по схеме,
- Закреплять состав числа,
- Развивать мелкую моторику,
- Развивать образное внимание, умение
концентрировать внимание.
Подгрупповая
2 неделя
«А у нас во
дворе»
3 неделя
«ЛЕГО –
мозайка»
17
Подгрупповая
Подгрупповая
4 неделя
«Разные домики»
1 неделя
«Беседка»
Ноябрь
2 неделя
Лего-мозайка
«Избушка на
курьих ножках»
3 неделя
Конструирование
по замыслу
4 неделя
«Домашние
животные»
(собака, кошка,
овца)
Декабрь
1 неделя
Конструирование
по замыслу
2 неделя
«Ёлка
новогодняя»
3 неделя
«Дед Мороз и
Снегурочка
-Познакомить с архитектурой домов в
разные годы,
- Обсудить строительные материалы для
постройки домов,
- Познакомить с различными видами
крепежа стен, кладка крыши,
- Учить строить домики разной величины
и длины,
- Развивать способность анализировать,
делать выводы.
1. - Закреплять представление о
назначении и строении беседок, об их
частях (крыша, колонны).
- Учить строить беседку.
- Продолжать учить пользоваться
разделителем LEGO-деталей,
- Закреплять состав числа,
- Развивать мелкую моторику рук,
- Развивать внимание, усидчивость.
- Учить работать чётко и быстро, не
допуская ошибок.
- Закреплять полученные навыки в
прошлом году,
- Учить заранее, обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание,
- Развивать творческую инициативность
и самостоятельность.
- Вызвать положительные эмоции от
прослушивания стихотворений о
животных В. Степанова: «Кошка»,
«Барашек»,
- Закреплять знания о домашних
животных об их пользе для людей,
- Учить конструировать животных по
образцу и схеме,
- Учить работать парами.
- Закреплять полученные навыки,
- Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание,
- Развивать творческую инициативность
и самостоятельность.
-Познакомить с традициями
празднования Нового года в России,
- Закрепить знание о хвойных деревьях,
- Познакомить с разными способами
сборки LEGO –ёлки из
конструктора LEGO – «Duplo»,
- Создать Праздничное, предновогоднее
настроение
- Продолжать знакомить с символами
Нового года в России,
18
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
спешат к нам в
гости»
1 неделя
«Водный
транспорт»
(катер, пароход)
2 неделя
Конструирование
подвижных
моделей качели
(качели,
карусели).
3 неделя
Светофор,
регулировщик
1 неделя
«Самолет»
Февраль
2 неделя
«Аквариум»
3 неделя
Легомозаика «Танк в
подарок папе»
4 неделя
Мозаика
«Бабочка»
- Учит строить Деда Мороза и
Снегурочку из конструктора LEGO –
«Duplo»,
- Создать праздничное, предновогоднее
настроение
- Закреплять знания о водном транспорте
- Учить выделять в постройке ее
функциональные части(борт, корму, нос,
капитанский мостик, трубы),
- Совершенствовать умение
анализировать образец, графическое
изображение постройки, выделять в ней
существенные части,
- Обогащать речь обобщающими
понятиями: «водный, речной, морской
транспорт).
- Учить строить подвижные модели из
конструктора LEGO по образцу.
- Закреплять знания о светофоре,
- Познакомить с профессией
«Регулировщик»,
-Развивать творческую инициативность и
самостоятельность.
- Закреплять знания о воздушном
транспорте,
- Познакомить с профессией летчика,
- Учить строить самолет по схеме из
конструктора LEGO
- Познакомить с обитателями аквариума,
- Учить конструировать аквариум,
- Учить конструировать рыб из
конструктора LEGO
- Развивать навыки конструирования,
мелкую моторику рук,
- Развивать усидчивость.
- Познакомить с историей возникновения
праздника 23 февраля,
- Рассказать о защитниках нашего
Отечества
- Воспитывать патриотизм и любовь к
Родине,
- Закреплять умение быстро и без ошибок
переносить конструкцию со схемы на
пластину.
- Закрепить знания о насекомых,
- Рассказать, что у бабочки на крыльях
симметричный рисунок,
- Учить конструировать симметричный
рисунок.
19
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
1 неделя
«Цветок для
мамы»
Март
2 неделя
Конструирование
по замыслу
3 неделя
«Моя улица»
4 неделя
«Животные на
ферме»
1 неделя
«Мы построим
новый дом»
Апрель
2 неделя
«Космическая
ракета к взлету
готова»
3 неделя
Конструирование
по замыслу «
Азбука
безопасности»
Ма
4 неделя
«Пожарная часть»
1 неделя
- Познакомить с историей возникновения
Международного женского дня,
- Воспитывать любовь и уважение к
маме, бабушке,
- Учить конструировать по условиям.
-Закреплять полученные навыки,
- Учит заранее, обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание,
- Развивать творческую инициативность
и самостоятельность.
- Дать детям основные понятия
городского пейзажа, вспомнить
особенности городских построек;
- Развивать умение передавать
форму объекта средствами
конструктора;
- Закрепить навык скрепления.
-Закреплять знания о домашних
животных;
- Учить анализировать образец, выделять
основные части животных;
- Развивать конструктивное воображение
детей.
- продолжать знакомить с новыми
деталями конструкторов;
- учить самостоятельному
конструированию модели дома;
-закрепить знания о строении дома;
- знакомить с новыми возможностями
крепления кирпичиков ЛЕГО
- Познакомить с первым космонавтом
нашей страны,
- Познакомить с профессией космонавта,
- Рассказать о космосе и о планетах,
- Учить конструировать ракету при
помощи конструктора LEGO по схеме.
- повторить правила дорожного
движения;
- закрепить умение строить разные виды
городского транспорта;
- учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, давать ей описание;
- развивать творческую инициативу и
самостоятельность
- Рассказать о профессии пожарного,
- Учит строить пожарную машину и
пожарную часть,
- Выучить телефон пожарной части,
- Проговорить правила поведения при
пожаре.
- Познакомить с историей праздника 9
мая,
20
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Коллективный
проект «Парад
Победы»
2 неделя
Заключительное
занятие.
- Учить конструировать военные машины
по схеме,
- Конструирование площади для парада
по условиям,
- Закреплять умение работать в команде,
- Воспитывать патриотизм и любовь к
своей Родине, благодарность ветеранам
войны.
- Подготовить легокабинет к новому
учебному году
-Рассматривание альбома фотографий с
постройками
- Подведение итогов за учебный год
21
Подгрупповая
2.5. Планируемые результаты.
Предметные:
Обучающиеся узнают историю возникновения конструктора, освоят терминологию деталей
конструктора;
Освоят основные приемы и принципы конструирования ;
Научатся создавать модели по образцу, условиям, замыслу;
Метапредметные:
Обучающиеся проявят интерес к занятиям с конструктором;
Сформированы творческие способности через занятия с конструктором;
Способны работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
Личностные:
Обучающиеся научатся доводить начатое дело до конца;
Получат опыт коллективного общения при конструировании моделей;
3. Организационный раздел
3.1. Особенности развивающей предметно-пространственной среды
Организация предметно-развивающей среды является непременным компонентом элементом
для осуществления педагогического процесса, носящего развивающий характер.
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного
обилия и без недостатка), мобильную среду и обеспечивать реализацию дополнительную
образовательной программы в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной
деятельности ребенка, с учетом его потенциальных возможностей, интересов и социальной ситуации
развития.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности, поэтому предметно-развивающая
среда должна приобрести характер интерактивности.
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
1. Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей.
2. Многофункциональность использования элементов среды и возможность её преобразования
в целом.
3. Доступность, разнообразие пособий (с возможностью самоконтроля действий ребёнка).
4. Наличие интерактивных пособий, сделанных детьми, педагогами и родителями.
5. Использование интерактивных форм и методов работы с детьми, позволяющих «оживить»
среду, сделать её интерактивной.
Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных
областей: личностно-коммуникативного, физического, речевого, познавательного, художественноэстетического развития ребенка в образовательном процессе, включающем:
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной взрослыми
предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком
деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать
индивидуально.
22
3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания
Лего-кабинет делится на три части.
Первая часть - для педагога-организатора, где хранятся методическая литература, планы
работы с детьми, материал для работы с детьми, необходимую документацию.
Во второй части помещаются стеллажи для контейнеров с лего-конструкторами.
В третьей непосредственно играют дети. В этой части кабинета стоят столы, и лежит ковер,
поскольку некоторые занятия организуются на нем.
3.3. Материально – техническое обеспечение дополнительной образовательное программы
Проектр-1шт.
Экран-1шт.
Ноутбук - 1шт.
Конструктор - лего «Дупло» гигантский набор - 2шт.
Демонстрационная настенная плата (77х38см)- 2шт.
Строительные пластины (38х38см) для конструктора - лего «Дупло» - 4шт.
Строительные пластины (25х25см) для конструктора - лего «Дакта» -10шт.
Строительные пластины (15х15см) для конструктора - лего «Дакта» - 1шт.
Конструктор - лего «Дакта» набор «Зоопарк» - 5шт.
Конструктор - лего «Дакта» набор строительных кубиков - 8шт.
Конструктор «Юниор» набор строительных кубиков в ведёрке - 6шт.
Конструктор «Юниор» набор «Гигант»(63дет.) в контейнере - 6шт.
Конструктор «Юниор» набор строительных кубиков в пакете – 5 шт.
Тематические наборы конструктора-лего (самолёт, велосипед, катер, машина, военная
техника, паровоз, луноход, скутер и др.) - 16 шт.
Контейнеры для конструктора (большие) – 8 шт.
Контейнеры для конструктора (средние) – 6шт.
Контейнеры для конструктора (маленькие) – 16шт.
Машинки для организации игровой ситуации – 12шт.
Лего-человечки – 10шт.
Иллюстрации с изображением животных
Технологический карты (схемы по сборке модели)
Модели построек, образцы.
Видеосюжеты по тематике занятий
Звукозаписи (шум леса, шум моря, голоса птиц и др.)
3.4. Кадровое обеспечение
Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими,
вспомогательными, административно-хозяйственными работниками детского сада.
23
учебно-
3.5.Оценочные материалы
МОНИТОРИНГ
Высокий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Средний уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью педагога все
предложенные задания;
Низкий уровень: ребенок не может выполнить все предложенные задания, только
с помощью педагога выполняет некоторые предложенные задания.
Диагностическое задание №1: «Дом моей мечты»
Задача: выявить умение ребенка конструировать объекты с учетом их функционального
назначения.
Материал: набор конструктора, фигурки людей.
Инструкция к проведению:
Ребенку предлагается построить дом его мечты, чтобы были стены, крыша, окна и другие
дополнительные детали.
Диагностическое задание №2 : « Детская площадка», построй по схеме
Задача: выявить умение ребенка строить по схеме.
Материал: набор конструктора, графическая модель 3 – 4 объектов.
Инструкция к проведению:
Ребенку предлагается рассмотреть расчлененную графическую модель детской площадки с 3
объектами: домик, карусель, качели. Назвать изображенные на схеме предметы, указать их
функцию. Затем ребенку предлагается отобрать нужные строительные детали для сооружения и
возвести постройки по графической модели.
Диагностическое задание №3:
«Подбери строительные детали для постройки по замыслу»
Задача: выявить способности ребенка использовать знакомые схемы (на которой
представлены части будущей постройки) при подборе строительных деталей для заданной
постройки.
Материал: картинки с изображением разных предметов, набор конструктора.
Инструкция к проведению:
Ребенку предлагается вспомнить любимые игрушки, рассказать о них и отобрать нужные
строительные детали для ее постройки.
24
Список, используемой литературы
1. Фешиной Е.В «Лего-конструирование в детском саду».- М.: ТЦ Сфера, 2012.
2. Кайе В.А. занятия поконструированию и экспериментированию
с детьми 5-8летМ., 2009.
3. Старцева О.Ю. Занятия по конструированию с детьми 3-7лет.- М.,
2010.
4. Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности.М., 2008.
5. Селезнёва Г.А.Сборник материалов Центра развивающих игр.
Леготека в ГОУцент образования№1317.-М., 2007.
6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании
дошкольника. — М.: ТЦна Сфера, 2005.
7. Мы живем Урале: образовательная программа с учетом специфики
национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. –
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –103с.
8. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова
Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические
технологии образования детей дошкольного возраста: методическое
пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 198с.
9. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по
формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста
в дорожно-транспортных ситуациях. – Толстикова О.В., Гатченко Т.Г.
Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». 2011г. – 75 с.